Копылов А.В. тренер-преподаватель. 2020 г.
Раздел 2. «Самоанализ деятельности педагогического работника
Футбол как область научной деятельности включает в себя почти все элементы современной жизни человека в обществе. Более того, практически все современные направления науки имеют к нему отношение. Во— первых, состязание — это ограниченный во времени управляемый правилами и судьями конфликт, который возможно моделировать только с позиций теории игр и который является микромоделью современных социальных и военных конфликтов (учитывая, конечно, только "похожесть" их математических моделей, а не принципиально разный смысл и направленность). Далее, задача целенаправленного управления командой, ориентация ее на достижение наилучшего, оптимального результата, учет непредсказуемого поведения соперников, отказа функционирования систем у игроков (травмы), планирование тренировочного процесса — эти задачи содержательно и по математической постановке похожи на задачи управления и планирования, которые возникают в экономике. Да и модели планирования и управления сходны между собой.
Участники состязаний в футболе — это люди, находящиеся в экстремальных условиях, а значит, здесь должны быть решены и все задачи педагогики, медицины, психологии и т.д.
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
10) подготовка спортивного резерва - многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
12) спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
22) спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;
24) тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
Статья 33. Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов
1. В целях подготовки спортсменов создаются и осуществляют деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.
3. К образовательным учреждениям, осуществляющим указанные в части 1 настоящей статьи задачи, относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
10) подготовка спортивного резерва - многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
Статья 32. Подготовка спортивного резерва
1. При подготовке спортивного резерва устанавливаются следующие этапы многолетней подготовки спортсменов:
1) спортивно-оздоровительный этап;
2) этап начальной подготовки;
3) учебно-тренировочный этап;
4) этап совершенствования спортивного мастерства;
5) этап высшего спортивного мастерства.
Результатом моей профессиональной деятельности за период с 2008 (год последней аттестации) по настоящее время – это наличие двух учебно-тренировочных групп, второго и четвертого года подготовки (соответственно дети 2000 г.р. и 1997 г.р.), которые выполнили нормативы второго и первого юношеского разрядов – победители первенств Московской области в возрасте до 15 лет. . При этом достигнуты следующие результаты соревновательной деятельности:
- в 2008 году успешно стартовали в областных соревнованиях «мини футбол в школу» на призы губернатора Московской области и чемпионате Московской области по футболу среди команд 1997 г.р.. Участие принимали порядка 50-60 областных команд, нам удалось занять вторые места в этих соревнованиях. В этом же году на международном турнире в Испании среди команд 1997 года наша команда завоевала бронзовые медали.
- в 2009 и 2010 году выиграли Первенство Московской области по футболу среди команд 1997 г.р. и заняли второе место в первенстве Московской области (сезон 2009-2010) по мини-футболу, уступив лишь областному футбольному интернату СДЮШОР «Мастер-Сатурн».
- команда мальчиков 2000 г.р. начала соревновательную деятельность в первенстве Московской области по футболу в 2009 году среди команд 1999 г.р. и заняла призовое третье место. В 2010 и 2011 годах, выступая в первенстве Московской области по футболу среди команд 2000 г.р. завоевала первые места, а так же стали бронзовыми призерами первенства Московской области по мини футболу среди команд 1999 г.р. сезона 2010-2011 г.г.
Начиная работать тренером – преподавателем в нашей спортивной школе в 2005 году я изучил множество футбольной и спортивной литературы, ознакомился с большим количеством статей в интернете, и т.д. Мой выбор пал на методику предложенную профессором одного из немецких университетов Хорстом Вайном в его книге «Как научиться играть в футбол». Специальность и опыт работы конструктором, технологом мне подсказывали, что игра в футбол состоит из множества игр, по другому сказать моделей, самых простых (например игра один на один, два на два, три на два, три на три и т.д.). и более сложных вплоть до модели 11 на 11. Именно эти модели и принцип их построения для детей предложил Хорст Вайн. Он подробно описал и объяснил как правильно эти модели применять и почему. Применяя данные модели мне стало очень просто работать с детьми и их родителями, а ребятам интересно на тренировках. Результаты двух возрастных групп (1997 и 2000 г.р.) в областных соревнованиях и турнирах по футболу и мини-футболу подтверждают что мы выбрали правильное направление. Так например, мальчишки 1997 г.р. в 2008 году серебряные призеры в первенстве области, в 2009 и 2010 - чемпионы. Мальчишки 2000 г.р. - чемпионы области по футболу в 2010 и 2011 годах, а также почти во всех турнирах победители или призеры. Методика Хорста Вайна является поэтапной , игровой, в ней соблюдается природный ход вещей, т.е. психофизическое состояние обучаемого, ничто не кажется трудным ни игроку, ни преподавателю. Обучение происходит путем испытания и ошибок. Содержание этого метода разделено на 5 основных этапов, следуя законам природы. Опирается на ее опыт, помогает шаг за шагом продвигаться к блистательным результатам. В данной книге мы не найдем слов упражнение, только игра – игры по ведению мяча и преследованию, игры по отработке ударов по воротам, упрощенные игры 1 на 1, 2 на 2, 3 на 3 и т.д. в зависимости от возраста и психофизического состояния детей.
Известный теоретик и практик, видный немецкий педагог Карл-Хайнц Хеддерготт в книге "Новая футбольная школа” писал: "Нет ни одного вида спорта, где техника движений была бы столь многообразной, как в футболе. Чем упорнее защита, тем более умелой должна быть игра с мячом. Причем столь важный игровой компонент, как техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре. Игрок обязан научиться владеть мячом в самых сложных различных условиях действий партнеров и соперников”. Если же технику, тактику, волевые качества тренировать в «тепличных условиях», то и не надо удивляться, почему футболист не может реализовать 100%-ный голевой момент, проявить умело силу воли в единоборстве, сделать своевременную и точную передачу, найти оптимальный вариант действия до приема мяча. Удары у щита, передача и обработка мяча в парах, обводка стоек и т.д. при многократном повторении, конечно же, совершенствуют технический навык, но мяч здесь является всего лишь предметом, без которого нельзя добиться прочного навыка в специальном движении. Другое дело – игра. Здесь мяч – "объект борьбы”. Поэтому, до какого бы автоматизма и совершенства не доводили мы на тренировках тот или иной технический прием, это никак не гарантирует четкости и эффективности его применения в реальной игровой ситуации. Этой формы организации обучения (выполнение технических приемов в экстремальных условиях) нужно придерживаться на каждом уроке, несколько видоизменяя только содержание.
ИГРА – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ
Ничто так положительно не влияет на воспитание юного футболиста, как урок, приносящий радость и удовольствие. И ничто так не повышает качество обучения, как хорошее душевное настроение. Как провести урок, чтобы он принес мальчишкам радость, удовольствие и в то же время был целенаправленным? Как учить играть, чтобы знания и умения приобретались с учетом природных сил и наклонностей? Известно, что развитие видов в природе зависит от трех факторов – изменчивости, наследственности, отбора. Изменчивость создает условия для развития материала, наследственность его закрепляет, а отбор оставляет приспособленных. Чем полезнее изменения, тем плодотворнее и качественнее развивается материал. И наоборот, если изменения вредные, то виды особей обречены на постепенное вырождение. Таковы законы эволюции естественного отбора.
В основе искусственного отбора, который фактически и применяется в большинстве ДЮСШ, лежит инкубаторский метод развития. Он снижает, нивелирует адаптационные способности, превращает тренировки в дрессировки, а футболистов – в оловянных солдатиков. Мальчишек, играющих творчески, с выдумкой, становится все меньше и меньше, а беспрекословно выполняющих задания – все больше и больше. Дарвин назвал такое явление "массовой изменчивостью”, когда все особи данного вида, под влиянием определенной причины, изменяются одинаковым образом в одном направлении. Нечто подобное происходит в том числе и нашей футбольной школе, где процесс воспитания юных футболистов поставлен на поточный метод обучения, а главным фактором отбора, движущей силой развития игровых способностей служит упражнение. Но разве можно научить импровизации, фантазии, спонтанности, творческому мышлению при помощи системы упражнений, порядок действий которых заранее известен и одинаков для всех? Сравните возможности игры и упражнения, и вы воочию убедитесь, что в первом случае полезных условий для развития и совершенствования навыков будет намного больше. В игре, хотим мы этого или нет, одновременно развиваются все компоненты футбола, в упражнениях – только отдельные элементы техники или тактики. В игре футболист живет чувством времени и пространства, в упражнениях эти понятия относительны. Игра создает необходимые условия для развития внешнего и внутреннего внимания – качеств, способствующих воспитанию очень ценного умения: не теряя из-под контроля мяч, визуально и мысленно воспринимать игру. В упражнениях научиться искусно владеть мячом и одновременно видеть поле также невозможно, как научиться плавать без воды.
ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА
В моей учебно-тренировочной программе нет малых, средних, больших нагрузок. Я работаю не с мастерами футбола, а с мальчишками, которых помогаю учиться играть. Мой принцип: каждый все делает на оптимальном режиме индивидуальных возможностей, на грани высокой, но преодолимой трудности. Никаких дополнительных нагрузок со штангой, гирями, на беговых дорожках – все занятия проводить на футбольных площадках и как можно больше – в игровых условиях. Для мальчишки-школьника этого будет вполне достаточно, чтобы развиваться гармонично, без сколиозов, лордозов и кифозов, без патологий всех систем организма, с учетом режима дня, возрастных особенностей, исходных физических и игровых данных. Технике и тактике надо учить рациональной, эффективной, как можно меньше связанной с передачей мяча ради передачи, с обводкой ради обводки. Увлекаясь на тренировках упражнениями без цели (ворот), мы не получим целеустремленных творческих спортсменов футболистов. Надо давать им во время тренировок, соревнований и игр только то, что им по силам сделать, ставить перед ними задачи, которые они сами могут решить, без вмешательства тренера. Тренер молодого футболиста не должен никогда забывать, что главная цель обучения есть ни что иное, как усвоение юным футболистом того, чему его учат, и что самый эффективный способ достижения этой цели – игра двумя командами в сокращенном составе. Начинающие надеются, что тренер:
- не будет много говорить;
- предложит им много разных увлекательных занятий;
- будет объективным;
- будет хвалить часто, а ругать только в крайнем случае.
Вместо того чтобы много объяснять и показывать, как это делают очень молодые тренеры преподаватели, зрелый тренер становится творцом, который программирует, ставит задачу и наблюдает за тем, как она выполняется. Более простым языком: поставить задачу это значит предложить игру. Цель игры - это результат. Программировать – выбрать игру (программу). Не только от количества и качества игр, но и от их разнообразия зависит, будут ли они приняты с интересом ребятами. Выбор игры основная задача тренера преподавателя. Точно также как мы просим в ресторане принести меню с вкусными и самыми разнообразными блюдами, преподаватель должен правильно спланировать тренировку, выбрав из «меню» игр. Футбольное меню на мой взгляд можно составить следующим образом:
- на первое упрощенная игра из n х n игроков ( в зависимости от возраста и уровня развития ) – для начинающих 1 х 1, 2 х 2, для более старших и подготовленных 3 х 3 и т.д.
- на второе корректирующие игры ( например для игры 1 х 1 это игры на ведение мяча и преследование, игра в лабиринт; для игр 2 х 2 игра 1 х1 будет являться корректирующей, так же как и указанные игры на ведение мяча, лабиринт. Для игры 3 х 3 игра 2 х2 будет являться так же корректирующей т.к она более проста чем 3 х3 и т.д.
- на третье игры на закрепление полученных навыков ( например игры из десятиборья см. « Как научиться играть в футбол» Хорст Вайн).
В школе обучение различным предметам, например математике или языку, происходит постепенно, возрастающая степень сложности всегда соответствует определенному возрасту у ребенка. Когда ученик переходит на другой возрастной уровень, меняется не только содержание обучения, но часто и методы преподавания. Сколько времени требуется первоклассникам, чтобы освоить сложение и вычитание в пределах 10. В течении первого года обучения они ежедневно тренируются в счете, учитель предлагает им различные упражнения на закрепление полученных навыков
Очень часто крепкие, ловкие и полные энтузиазма ребята, скисают от того, что по отношению к ним применяются совершенно недопустимые методы обучения. Однообразие и отсутствие развлекательного момента и радости от игры, как на тренировке, так и во время официальных соревнований настолько ограничивают умственные и физические способности молодого футболиста, что он уже не в состоянии воспринимать ситуацию на высшем физическом и умственном уровне. Такая тревожная ситуация вынуждает очень часто молодых футболистов бросать спорт. Далее каким образом распределить время тренировки. Сколько необходимо времени на ту или иную игру, для того чтобы добиться устойчивой адаптации к ней детьми, сколько времени отводить коррекционным играм и играм на закрепление пройденного материала? Сколько на восстановление и т.д.
Чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю обратиться к работам А.М. Зеленцова, В.В. Лобановского «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ» и доктора педагогических наук Ю.В. Верхошанского « ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ: БЛОКОВАЯ СИСТЕМА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА.
Структура тактических действий и функциональные способности футболистов — понятия взаимосвязанные, поэтому тренировочных процесс является основой не только обучения, но и создания, конструирования разных уровней функционирования систем, от которых зависит и уровень игровой деятельности.
Организм человека является очень сложной системой, состоящей из многих подсистем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной и пр.) Тактика футбола — это система специально организованной целесообразной связи и поведения людей, направленная на достижение частных и конечной целей в борьбе за результат. Мяч — специально сконструированная система, которая в силу некоторых свойств (размеров, формы, упругости, массы) может "подчиняться" человеку, тонко владеющему своим телом и приспособившемуся к свойствам мяча, или не "слушаться" человека, если у последнего нет достаточной ловкости и приспособленности управлять его "капризами". Следует отметить, что разные авторы дают различные определения понятия системы. Наиболее подходящим для нас определением можно считать такое: система — это совокупность развернутых в пространстве и времени связей, объединяющих различного уровня структуры в целостное образование. Поэтому, изучая систему, мы в то же время изучаем и разнородные явления, что позволяет найти некоторые общие правила постановки и реализации любого процесса. Каждая система обладает такими свойствами, как целостность делимость, изолированность, определимость и др. Кроме того, она имеет структуру, т.е. определенное количество взаимосвязанных подсистем.
Структура — это некоторая упорядоченность связей между элементами системы. Изучение структуры дает возможность оценивать систему по разным признакам, в частности по однородности или разнородности элементов. Например, если игру в футбол рассматривать как систему, то она состоит из отдельных игроков, технических приемов владения мячом, тактико-стратегического поведения игроков без мяча и т.п. (в тройках, двойках, четверках, квинтетах и т.д.)
Если команду футболистов рассматривать как функционирующую систему, то совершенно разнородные элементы объединяются в совместно выполняемую задачу — не проиграть и при возможности выиграть.
Как следует из приведенного, структурные признаки выбираются в зависимости от решаемой задачи. Например, в одном случае в качестве системы мы рассматриваем футболиста, организм которого тренируем; в другом — команду в целом, которую мы объединяем технико-тактическими приемами, поставленной целью; в третьем — нашу команду и команду-соперницу, объединенных стратегией игры и т.д. Следует учитывать, что система может иметь огромное количество разных структур в зависимости от признаков. В частности, игроки команды могут группироваться по амплуа, квалификации, возрасту, скорости передвижения, уровню координации, особенностям мышления и т.д.
Функционирование любой системы представляет собой, прежде всего, информационный процесс. Например, регулирование двигательной активности футболиста осуществляется благодаря тому, что организм все время производит специальную обработку получаемой им при выполнении действий информации. Регуляция и управление движениями зависят от переработки срочной информации пространственных, временных и силовых параметров. Механизм обработки информации представляет собой сложную функциональную систему , в которой двигательные компоненты играют важную роль. В результате тренирующих воздействий накапливается такой уровень биохимической и физиологической информации, который может обеспечить высокое проявление скоростных возможностей. Однако если при решении этой задачи допустить ошибку по одному или нескольким условиям (количеству повторений, частоте -или структуре упражнений), в организме будет накапливаться информация, которая не сможет обеспечить высокий уровень скорости мышления спортсмена, передвижения и т.д.
Для того, чтобы управления было реальным и не представляло собой лишь распоряжения, которые трудно или невозможно выполнить, необходим еще ряд условий. Управляемая система должна обладать способностью переходить в различные состояния. Практически всегда можно выделить несколько параметров, численное значение которых характеризует состояние системы в каждый момент времени. Для организма человека — это баланс тормозных и возбудительных процессов, соотношение элементов крови, мышечная сила, масса тела, скорость протекания биохимических процессов и многое другое. Для футбольной команды — это количество выигранных единоборств, перезахватов и отборов мяча, нацеленных передач, созданных и реализованных голевых ситуаций, ударов по воротам, созданных целесообразных позиций для продолжения реализации тактических действий и т.д.
Эффективное управление заключается в воздействии на управляемую систему таким образом, чтобы она переходила из исходного состояния в заданное. Однако следует учитывать, что управление фактически теряет смысл, если отсутствует цель управления. Кроме того, это может происходить тогда, когда выбраны случайные управляющие воздействия или слабо выраженные, не влияющие на изменение параметров и систему в целом. Чтобы избежать этого, необходимо располагать данными об исходных и желаемых состояниях большинства параметров системы в количественном виде. Приведу пример того о чем идет речь: возьмем игру два на одного-первая упрощенная игра по методике Хорст Вайна. Исходное состояние системы ( команда из двух игроков): команда способна преодолеть защитника в двух случаях из десяти предоставленных атак за две минуты. Размер площадки 20м х 10м. Задаем управляющее воздействие это, например, четыре серии по 10 атак за две минуты на каждой тренировке в течении двух недель (микроцикл). Желаемое состояние системы (команды из 2-х человек) - не меньше семи результативных атак из десяти предоставленных. Добиваемся необходимого состояния системы. Далее переходим к другой игре, повторяя пройденный материал.
При воздействии на команду (систему) в тренировочном процессе следует оперировать оптимальными силой, частотой, продолжительностью и соотношениями разных по направленности занятий, иначе в состояниях систем будет отсутствовать необходимое изменение или наблюдаться бесцельное блуждание. Управление должно также предусматривать определенный выбор из некоторого числа воздействующих факторов, поскольку чрезмерная ограниченность выбора или излишнее расширение их снижает эффективность управления из-за того, что наиболее эффективные воздействия могут остаться вне поля зрения.
Таким образом, на управляемую систему (футболиста) действуют различного рода факторы, которые могут отклонять состояние системы от желаемого. Совокупность таких факторов называется возмущением (например, изменение условий внешней среды).
Кроме того, следует отметить, что на систему, которая управляет (тренер) и определяет программу, поступают команды извне. Это называется задающими воздействиями, а команды, поступающие от управляющей системы к управляемому объекту, называются управляющими воздействиями. Здесь методика Хорст Вайна является задающим воздействием, а выбранные мною игры-управляющими воздействиями.
В спортивной практике к управляющим воздействиям можно отнести необходимые по структуре упражнения, определенные вариации продолжительности и разные уровни интенсивности их выполнения, режимы чередования серий упражнений с отдыхом, количество повторений, задачи действий в реализации технико-тактических упражнений и т.д.
По определению Н.М. Амосова, воздействие — это получение системой извне или сообщение вовне энергии (информации). Воздействие имеет определенные параметры: вид энергии, область приложения, интенсивность, продолжительность и т.д. В условиях взаимодействия нескольких сложных систем воздействие — это функция одной системы или восприятие функции другой системы. Игра с противником. В результате воздействия (игры NxN игроков) в организме накапливается информация о том или ином процессе, действии, событии и т.д. в виде моделей, представленных их структурой или функцией. Эти модели запоминаются и сохраняются в течение определенного времени. Следует отметить, что усвоение информации и ее переработка заключается в трансформации одних моделей в другие. Иными словами, временная модель сравнивается с другой моделью—эталоном из памяти — с последующей выдачей сигнала, который соответствует новой, обобщенной модели. Этот процесс можно назвать этажными моделями (или иерархическими). Осуществляется он в виде пространственной или временной суммации, т.е. в первом случае "узнается" пространственное расположение элементов модели той или иной системы, во втором — последовательность изменения элементов, например возбуждение рецепторов во времени [3]. Так, например, при игре 4 на 4 память игроков использует ранее освоенные модели 2х1 , 2х2, 1х1, 3х3 и т.д.
Чем выше этаж модели (в нашем случае игра из большего количества игроков) , тем большее число возможных моделей внешнего (или внутреннего) мира он содержит и больший круг событий осмысливает. Качество моделей определяется прошлими тренировками. Изменение той или иной ситуации, действия во времени воспринимается как последовательное возбуждение моделей отдельных моментов. Чтобы распознать всю ситуацию, не обязательно увидеть ее от начала до конца — это можно сделать по первьгм фрагментам, если она или подобная ей много раз повторялась и уже запечатлена в памяти. На этом основано предвидение, играющее большую роль в жизнедеятельности вообще и в спортивных играх в частности. Чем выше уровень сознания, тем по большему числу параллельных и взаимодействующих каналов анализируется информация, этот анализ может осуществляться на разных уровнях (сознания, подсознания).
Важнейшей частью игровой деятельности футболиста является творческий выбор решения ситуаций, что представляет собой синтез новых двигательно-тактических моделей в коре головного мозга, в противоположность способности только рефлекторно воспроизводить заученные действия. Новые модели (как комбинации из готовых моделей) создаются в результате определенной программы поиска либо непредвиденного стечения обстоятельств.
Ученые считают, что всякое познание можно трактовать как моделирование. "... Когда я что-то знаю, это значит, что в коре моего головного мозга имеются модели, отражающие объект" [2].
Каждый из нас постоянно пользуется моделями. Любой человек повседневно использует модели для принятия решений, но делает это интуитивно. Умственная модель довольно зыбка. Она неполная, нечетко сформулирована. Более того, такая модель меняется со временем — даже в течение разговора. При обсуждении единой темы каждый участник пользуется различными умственными моделями для представления объекта разговора. Даже основные допущения могут расходиться. Парадигма. Часто применение интуитивных моделей тренирующих воздействий, направленных на повышение каких-либо сторон функциональных возможностей, не достигает своей цели из-за отсутствия достаточно точных границ факторов воздействия и невозможности создания нужного соотношения функциональной активности систем организма футболистов.
Числовые модели очень похожи на умственные. У них тот же источник. Их можно обсуждать, используя ту же терминологию. Но числовые модели имеют и существенные отличия. Они точно формулируются, в них используется однозначное математическое описание. Необходимо иметь такие модели, структура и взаимосвязи которых достаточно полно представляют рассматриваемую систему. Уже сейчас можно построить модели, которые будут значительно превосходить интуитивные, используемые для разработки тренирующих программ. Например, выберем из книги Хорст Вайна игру два на два. Она является числовой, т.е. задано количество играющих, размер площадки, цель – двое или четверо ворот, время и главное каков будет результат ( кто победит и с каким счетом). Т.е. для начинающих результат будет очень низкий, может 1:1, в лучшем случае до трех голов за определенный промежуток времени (2-3 минуты). По мере адаптации к новой игровой модели результат будет повышаться (7:7, 8:6 и т.д.) за тот же промежуток времени. О чем это говорит? О повышении уровня владения мячем, уровня сознания.
Перед тем, как создавать модель тренировочного или игрового процесса, нужно точно знать, на решение каких вопросов она ориентирована. Если это неясно, то невозможно решить, какие переменные и соотношения включать в модель, а какие отбрасывать. Всякая модель является специфической формой познания (отражения действительности). Если в некоторых простых, вещественных моделях это отражение происходит в реальной или приближенной к реальности форме, то в логико-математических моделях их соответствие оригиналу выражается сложными взаимосвязями абстрактных и вполне осязаемых категорий.
Кибернетический подход является надежной гарантией против необъективных антропоморфных суждений при моделировании. Все модели строятся по определенным правилам. Следовательно, моделирование подразумевает известную последовательность действий: наблюдение над естественным ходом того или иного процесса. Выводы, вытекающие из наблюдений. Выбор модели. Заключение, определяющее научное и практическое значение моделирования.
Если внимательно рассмотреть многочисленные составляющие процесса подготовки футболистов и игру как результирующую этой подготовки, то стержень современного представления есть не что иное, как теория или теоретические построения, обобщения эмпирического материала (в том числе и практического опыта) лучших команд мира. Эти построения, вытекающие из наблюдений над естественным ходом, например, тактических действий команд в финале чемпионата мира, рассматривается через призму фактических данных, сопоставляются между собой и сложившимися представлениями. Затем исходя из общей совокупности имеющихся и полученных представлений строятся те или иные обобщения в отношении индивидуальных и коллективных действий (модели). Иногда при этом предсказываются новые, еще не наблюдавшиеся элементы тактических построений или способов подготовки футболистов, которые в дальнейшем используются для проверки теоретических представлений. Но это уже работа комплексных научных групп, а не тренеров – преподавателей ДЮСШ, нам достаточно использовать уже готовые и проверенные модели Хорста Вайна или других авторов на основании изложенного.
Моделирование как исследование реальных процессов или объектов — один из главных методологических принципов подготовки футболистов. Тренеры заинтересованы в количественных оценках состояния футболистов, организации тактических действий, структур ведения игры, построения тренировочного процесса и т.п., так как наглядность такой шкалы критериев исчерпывающе объективна. Этот метод позволит использовать наряду с эмпирическими знаниями, точные математические расчеты. Так, концепция "черного ящика" оказалась весьма плодотворной для решения многих проблем в построении тренировочного процесса. Как известно, "черный ящик" — это система с малоизвестной или неизвестной внутренней перестройкой активности функционирования и выдачи ответной информации на выходе в результате заданной совокупности входных сигналов. Поскольку механизмы реакций функциональных систем, определяющих специальную работоспособность футболистов в сложных тренировочных или игровых условиях, изучены явно, недостаточно, то построение моделей только на основе зависимости типа "вход-выход" представляется целесообразным. Здесь "вход" — это факторы тренировочных или соревновательных воздействий, "выход" — состояние и соотношение активности систем в результате воздействий. Если в процессе представленных тренировочных воздействий получены данные, изоморфные заданной модели, то можно считать, что созданное соотношение функциональной активности системы действительно "решило" поставленные задачи (например, развития специальных скоростных действий владения мячом на фоне тактической деятельности).
Любая модель состоит из отдельных элементов, и ее точность определяется соотношением количества элементов и связей. Как отмечалось выше, структура и функция сложных систем отражают принцип этажности. Моделирование неизбежно начинается с определенного этажа. Например, предлагаемая в тренировочном занятии 5 серия игрового упражнения технико-тактического характера в "двойках" игроков на одной половине футбольного поля предусматривает 2n тактических приемов. Выполнение этого упражнения способствует формированию в двигательной зоне коры головного мозга определенного образа или, как мы говорим, модели двигательных действий на этаже, контролируемом сознанием. По мере повторения освобождаются зоны ("ячейки", по Конорски) для принятия новых доз или порций технико-тактических приемов, а уже изученные, ставшие автоматическими приемы "уходят" на зтаж, не требующий контроля сознания. Для новых порций технико-тактических действий требуется изменение структуры упражнения за счет каких-либо составляющих его элементов. В частности, модель той же серии упражнения, но уже с четырьмя футболистами, позволяет увеличить набор тактических приемов до 2п числа, не говоря уже о том, что изменение игрового пространства с использованием всего поля еще больше расширяет количество технико-тактических приемов. Этот пример показывает, что серии игровых упражнений являются одним из средств, поэтажно моделирующих всю игровую деятельность, и способствуют конструированию специального игрового мышления и образованию необходи<
23-24 марта 2023 г. Бассейн МАУ ДО ДЮСШ-2. Первенство по плаванию.
18.03.202315-16 марта 2023 г. Кубок Москвы по плаванию. СК "Медведково"
14.03.20239-11.03.2023 г Ржев Всероссийские соревнования по самбо «Ржев Калининский фронт» (юноши, девушки 14 - 16 лет) 1) Ткаченко Василина-3 место до 44кг 2) Ткаченко Татьяна-2 место 59 кг 3) Димитров Андрей-3 место 88 кг
Создание сайта www.pi-arts.ru |