28.01.2021
Моделирование тренировочного процесса.
Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления»[1]) — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. "Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация". Но основное определение информации, которое основоположник кибернетики Виннер дал в нескольких своих книгах, следующее: информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств. Чтобы опередить соперника необходимо иметь информацию – какое усилие или скорость применить. Без опыта (соревнования между соперниками) получить информацию невозможно. Дай попробывать. После того как попробуем в мозгу запоминается информация в виде модели действия. Так устроен человек.
Моде́ль (фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе[1], это упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.
Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве (процессе, …) свойств и закономерностей. Применяют для нужд познания (созерцания, анализа и синтеза).
Моделирование является обязательной частью исследований и разработок, неотъемлемой частью нашей жизни, поскольку сложность любого материального объекта и окружающего его мира бесконечна вследствие неисчерпаемости материи и форм её взаимодействия, — как внутри себя, так и с внешней средой.
Одни и те же устройства, процессы, явления и т. д. (далее — «системы») могут иметь много разных видов моделей. Как следствие, существует много названий моделей, большинство из которых отражает решение некоторой конкретной задачи. Ниже приведена классификация и дана характеристика наиболее общих видов моделей.
Требования к моделям
Моделирование всегда предполагает принятие допущений той или иной степени важности. При этом должны удовлетворяться следующие требования к моделям:
адекватность, то есть соответствие модели исходной реальной системе и учет, прежде всего, наиболее важных качеств, связей и характеристик. Оценить адекватность выбранной модели, особенно, например, на начальной стадии проектирования, когда вид создаваемой системы ещё неизвестен, очень сложно. В такой ситуации часто полагаются на опыт предшествующих разработок или применяют определённые методы, например, метод последовательных приближений;
точность, то есть степень совпадения полученных в процессе моделирования результатов с заранее установленными, желаемыми. Здесь важной задачей является оценка потребной точности результатов и имеющейся точности исходных данных, согласование их как между собой, так и с точностью используемой модели;
универсальность, то есть применимость модели к анализу ряда однотипных систем в одном или нескольких режимах функционирования. Это позволяет расширить область применимости модели для решения большего круга задач;
целесообразная экономичность, то есть точность получаемых результатов и общность решения задачи должны увязываться с затратами на моделирование. И удачный выбор модели, как показывает практика, — результат компромисса между отпущенными ресурсами и особенностями используемой модели;
Моделирование – это замещение одного объекта (оригинала) другим (моделью) и фиксация или изучение свойств оригинала путем исследования свойств модели. Объект (система) определяется совокупностью параметров и характеристик. Множество параметров системы отражает ее внутреннее содержание – структуру и принципы функционирования.
Основная задача теории моделирования заключается в том, чтобы вооружить исследователей технологией создания таких моделей, которые достаточно точно и полно фиксируют интересующие свойства оригиналов, проще или быстрее поддаются исследованию и допускают перенесение его результатов на оригиналы. Вывод: стоит ли нам моделировать, когда можно использовать готовые модели.
Разработка и познание любой системы сводится по существу, к созданию ее модели. Особую ценность имеют конструктивные модели, то есть такие, которые допускают не только фиксацию (2х1 – 7 проходов из 10 попыток) их свойств, но и исследование зависимостей характеристик от параметров системы. Такие модели позволяют оптимизировать функционирование систем.
Для одной и той же системы можно построить множество моделей .
Подготовка команды по существу сводится к управлению моделями. А обучение детей к познанию моделей и получение через игровые модели информации.
(Лобановский) Отдельные компоненты, обеспечивающие игру, за длительное время изменились незначительно. Это технические приемы владения мячом, правила игры, организации турниров. В то же время претерпели значительные изменения тактические действия футболистов, их подбор, построение тренировочного процесса и т.д. Прежде всего это касается исходной статической структуры, иначе говоря, расстановки игроков, затем — динамической структуры, выраженной в индивидуальных и групповых действиях малых, средних и больших коалиций в обороне и атаке. Однако исходная расстановка начинает стабилизироваться и играет все меньшую роль, поскольку значительно расширились зоны действия отдельных игроков, а в связи с этими более эффективно используется игровое пространство. Возросла также скорость одиночных и коллективных действий, расширился спектр варьирования тактики, появилось иное представление о значимости моделирования разнообразных тактических действий, необходимых соотношений функционального состояния систем организма, определяющих уровень специальной работоспособности футболистов. Необходимость последнего связана с тем, что в практике часто наблюдается несоответствие физиологических и биохимических реакций на тренировочные воздействия педагогическим задачам развития тех или иных сторон функциональных возможностей. При этом возрастание частоты таких несоответствий значительно ухудшает процесс управления как отдельными сторонами, так и тренированностью организма в целом, что оказывается на уровне специальной работоспособности футболиста.
Еще в 1951 году Бесков познакомился с руководителем знаменитого ансамбля танца Игорем Моисеевым. Задумываясь над методикой постановки тренерской работы, Бесков пришел к выводу, что, как ни странно, у танцев много общего с футболом! Он отметил, что у Моисеева ансамбль занимается два раза в день. Приняв команду ЦСКА, он ввел правило заниматься так же. В то время для команд мастеров это была большая редкость.
(Лобановский) Ученые считают, что всякое познание можно трактовать как моделирование. "... Когда я что-то знаю, это значит, что в коре моего головного мозга имеются модели, отражающие объект" [2].
Каждый из нас постоянно пользуется моделями. Любой человек повседневно использует модели для принятия решений, но делает это интуитивно. Умственная модель довольно зыбка. Она неполная, нечетко сформулирована. Более того, такая модель меняется со временем — даже в течение разговора. При обсуждении единой темы каждый участник пользуется различными умственными моделями для представления объекта разговора. Даже основные допущения могут расходиться. К тому же цели различны и не формализованы. Но если речь идет о реализации тренирующих воздействий и достижения необходимых уровней адаптации к ним, то следует добиваться четкости в определении принятых допущений при включении их в модель.
Часто применение интуитивных моделей тренирующих воздействий, направленных на повышение каких-либо сторон функциональных возможностей, не достигает своей цели из-за отсутствия достаточно точных границ факторов воздействия и невозможности создания нужного соотношения функциональной активности систем организма футболистов.
Числовые модели очень похожи на умственные. У них тот же источник. Их можно обсуждать, используя ту же терминологию. Но числовые модели имеют и существенные отличия. Они точно формулируются, в них используется однозначное математическое описание. Необходимо иметь такие модели, структура и взаимосвязи которых достаточно полно представляют рассматриваемую систему. Уже сейчас можно построить модели, которые будут значительно превосходить интуитивные, используемые для разработки тренирующих программ.
Любая модель состоит из отдельных элементов, и ее точность определяется соотношением количества элементов и связей. Как отмечалось выше, структура и функция сложных систем отражают принцип этажности. Моделирование неизбежно начинается с определенного этажа. Например, предлагаемая в тренировочном занятии 5 серия игрового упражнения технико-тактического характера в "двойках" игроков на одной половине футбольного поля предусматривает 2n тактических приемов. Выполнение этого упражнения способствует формированию в двигательной зоне коры головного мозга определенного образа или, как мы говорим, модели двигательных действий на этаже, контролируемом сознанием. По мере повторения освобождаются зоны ("ячейки", по Конорски) для принятия новых доз или порций технико-тактических приемов, а уже изученные, ставшие автоматическими приемы "уходят" на зтаж, не требующий контроля сознания. Для новых порций технико-тактических действий требуется изменение структуры упражнения за счет каких-либо составляющих его элементов. В частности, модель той же серии упражнения, но уже с четырьмя футболистами, позволяет увеличить набор тактических приемов до 2п числа, не говоря уже о том, что изменение игрового пространства с использованием всего поля еще больше расширяет количество технико-тактических приемов.
Этот пример показывает, что серии игровых упражнений являются одним из средств, поэтажно моделирующих всю игровую деятельность, и способствуют конструированию специального игрового мышления и образованию необходимых двигательных навыков.
Принятие решения о необходимости осуществления того или иного тактического действия, по сути, является сигналом для проявления накопленных технических приемов, подбора их сочетаний в зависимости от сложившейся игровой ситуации и функциональных возможностей. Футболисты в процессе принятия решения расчленяют игровую ситуацию на две категории: операции приема решений альтернативного типа и операции типа игровых систем (схема 1). Это сложный процесс, однако попытаемся изложить его достаточно популярно.
В первом случае принятие решения проводится альтернативно, путем выбора среди разных заранее изученных (запрограммированных) понятий и алгоритмов игровых действий. В одной части решения сводятся к нахождению среди множества альтернатив той заранее разработанной (в тренировочном процессе, установке и т.д.) логической схемы, действия которой наиболее приемлемы в сложившейся ситуации.
Во втором случае мыслительных операций принятие альтернативных решений осложняется непредвиденными ситуациями, которые не позволяют воспользоваться готовыми моделями, схемами установками и т.п. Решение требует новых алгоритмов или других сочетаний отдельных частей уже известных алгоритмов деятельности игрока на поле. В этом случае происходит напряженная аналитико-синтетическая работа, альтернативно-вероятностный пересмотр всех имеющихся в арсенале игрока алгоритмов, заложенных в долговременной памяти и более или менее подходящих для возникшей ситуации. Происходит напряженный процесс поиска правильного для данных условий технико-тактического приема. Идет сложнейший процесс сопоставления отобранных алгоритмов деятельности, из отдельных частей формируется предварительная модель решения, пригодная создать приемлемые действия для "выигрыша" ситуации. Этот алгоритм включается не сразу, поскольку общеизвестно, что при непредвиденных ситуациях всегда возникает задержка. Причины такого процесса объясняются с самых различных позиций. По имеющимся данным, время принятия решений при этом затягивается на 15-20 %.
Кроме того, если этот процесс происходит в условиях "жесткого сопротивления" со стороны соперника, значительно возрастает степень вероятности неправильного принятия решения, а следовательно, и ошибок при выборе технико-тактических действий.
К другой группе способов принятия решения относятся ситуации, требующие учета всех условий, в том числе случайных и даже, меняющихся в ходе принятия решения. При этом предполагаемое оптимальное выполнение действий, направленных на выигрыш ситуации, рассматривается согласно теории игры как задача максимализации ожидаемой полезности и минимума "потерь". Мы будем рассматривать "запланированные" игровые ситуации, которые являются основой игровой деятельности футболистов, и "непредвиденные".
Полагают, что эти два способа эвристической деятельности обеспечивают разные центры коры большого мозга. При заранее моделируемых игровых ситуациях футболист обычно отчетливо представляет последовательность деятельности (и возникающих дальнейших ситуаций), наилучшую стратегию индивидуальных и коллективных действий, даже предвидит логику тактических действий соперника и те последствия, к которым она может привести. Заранее знает, когда нужно применить необходимые приемы, изменить направления своих действий и совместных с партнерами и т.д.
Сопоставляя заранее спланированные индивидуальные и коллективные действия с реальными, футболист может внести необходимые коррекции в их выполнение и, если необходимо, даже повторить тактические ходы, но уже с другой стратегией.
Непредвиденная игровая ситуация может возникнуть на любом этапе выполнения действия, на любом участке поля. Логика ее возникновения не всегда понятна футболисту, и возникает она чаще всего при дефиците времени, отсутствия опыта, мастерства, недостаточности объема заранее разученных вариантов ведения игры, наступившего утомления, психической неустойчивости, поспешности действия, поведения соперника и т.д. При этом может появляться новая избыточная информация. В результате неопределенность выхода из создавшейся ситуации возрастает, увеличивается количество индивидуальных и коллективных ошибок.
Кроме того, появление непредвиденных ситуаций очень часто связано с нарушением обратных связей (типа "партнеры -я", партнеры в это время "закрыты" соперниками или делают нелогичные предложения игровой ситуации) и с незначительной возможностью перехода на другую сторону. Психологически этот вид принятия решений осуществляется без внутренней модели. Организм часто не подготовлен к функционированию в данных условиях [69].
Из всех вышеописанных вероятностных процессов складывается структура игровой деятельности футбольной команды. Вот поэтому с каждым годом все больше возрастает значение тренировочного процесса, одной из основных задач которого является уменьшение неопределенности, возможности возникновения неправильных принятий решений в непредвиденных игровых ситуациях.
Возвращаясь к началу данного раздела, хотелось бы подчеркнуть, что творчество, или импровизация, футболистов в игровой деятельности, их мастерство заключаются в определенном уровне тренированности, который позволяет варьировать технико-тактическими моделями с целью увеличения числа непредвиденных ситуаций для соперника и уменьшения для себя. Если же они возникают, то накопленные различные варианты заранее смоделированных алгоритмов деятельности должны создать возможность выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
Обеспечение высокого уровня специальной работоспособности и эффективного решения необходимых тактико-технических и стратегических задач достигается многократным повторением моделей тренировочных занятий с определенными алгоритмами и различными задачами. Чем большее количество таких мини-моделей в арсенале команды, чем оперативней и неожиданней они варьируют в рамках избранной на тот или иной матч модели игры вообще (от обороны, прессинг, смена мест игроков …) и с учетом особенностей соперника в частности, тем выше уровень готовности команды к достижению высоких результатов.
Сегодня, 1 декабря, в лесопарковой зоне вблизи спортивно- оздоровительной базы "Лесная" состоялось Открытое занятие по северной ходьбе "Зимняя тропа здоровья" для семей, воспитывающих детей и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, в рамках Спортивного марафона и фестиваля "Люди как люди", приуроченное к Международному дню людей с инвалидностью.
11.11.2024СПОРТИВНАЯ (вольная) борьба. ГАУ ДО " Детско-юношеская спортивная школа-2" объявляет набор
23.09.2024Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ внесены изменения в статью 407 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты налога
Создание сайта www.pi-arts.ru |