ДВЕНАДЦАТЬ ПРАВИЛ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ.

 

(Реферат)

 

                                                                              Выполнил:

                                  Тренер - преподаватель Целиков А.Н.

 

2016 г.

Москва. Троицк

 

ВВЕДЕНИЕ.

 Защита  всегда была одной из самых актуальных проблем баскетбола. Однако в наши дни, при постоянном совершенствовании игры нападения и более лояльной трактовки правил игры, позволяющей нападающим использовать технические приемы, существенно расширяющие диапазон их действий, эффективная игра в защите приобретает еще более существенное значение.

Современная командная защита – это защита активная, агрессивная; нападающие должны постоянно находиться в стесненных условиях, они должны искать решения в ответ на давление защиты, а не наоборот. Защитники  должны стремиться ограничить число вариантов продолжения атаки, тем самым облегчая задачу себе и своим партнерам.

Они должны использовать весь арсенал средств: правила 5, 8, 24 сек., выбивания, перехваты и т.д., а не просто рассчитывать на неудачный бросок и подбор.

Основа индивидуальной игры в защите – умение передвигаться в основной баскетбольной стойке. Основа командной игры – четкое знание и выполнение каждым игроком своих защитных функций. Основная задача защиты – предотвратить, наиболее

вероятные, возможности для успешной атаки корзины: не дать центровому или нападающему получить мяч вблизи от корзины, не пропустить нападающего с мячом по центру площадки и вдоль лицевой линии, не дать дриблеру набрать скорость на пути к корзине, не дать снайперу возможность бросить без сопротивления, не дать нападению возможность создать численный перевес на опасном участке  площадки.

ДВЕНАДЦАТЬ ПРАВИЛ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ.        

Одной из эффективных защитных систем является активная защита на своей половине площадки. Эта система защиты сочетает в себе принципы концентрированной и рассредоточенной командной защиты, причем структура и интенсивность действий зависит от позиции защитника по отношению к щиту и стороне площадки, где находится в данный момент мяч (вся площадка условно делится пополам вдоль осевой линии; там, где мяч - «сильная» сторона, сторона без мяча - «слабая», схема № 1).                                                   На «сильной» стороне ведется постоянное мощное воздействие на нападающего, владеющего мячом, остальные партнеры плотно опекают соперника на линии возможной передачи; в области III идет интенсивная борьба с дриблером и заслонами, чтобы избежать ненужных переключений; в области II особо жесткой опеке подвергается снайпер, при заслонах осуществляется четкое переключение, оказывается всемерное противодействие каждому броску в корзину; в области I действует главное правило защиты: не дать сопернику ворваться в трехсекундную зону, получит там мяч и атаковать с близкой дистанции.

На «слабой» стороне защитники осуществляют подстраховку партнеров: в области III могут быть предприняты смелые попытки выйти на перехват длинной передачи и создания численного преимущества против нападающего с мячом (2 х 1); из области II идет основная подстраховка, при заслонах,  избегаются невыгодные переключения; в области I осуществляется подстраховка центрового, а также подстраховка проходов к щиту.

Борьба за подбор идет по всей площадке.

Большинство вышеперечисленных задач можно успешно решить, выполняя следующие двенадцать правил командной игры в защите.

 Терминология: вся площадка делится вдоль осевой; «сильная» сторона (там, где мяч), «слабая» сторона; все нападающие делятся на центровых и игроков периметра.

Правило №1. Стойка защитника при опеке нападающего без мяча.

На сильной стороне защитник играет в закрытой стойке (кроме опеки центрового).

Он играет между подопечным и мячом и препятствует передаче; тело развернуто к подопечному, голова повернута так, чтобы видеть его и мяч; ближайшая к мячу рука вытянута наружу и мешает прямой передаче; чем дальше опекаемый нападающий от мяча, тем ближе к мячу смещается защитник, сохраняя при этом закрытую защитную стойку.

На слабой стороне защитник находится в одном шаге ниже линии, соединяющей опекаемого  игрока  и мяч, образуя так называемый «плоский треугольник» (схема № 1). Чем дальше опекаемый от мяча, тем ближе к мячу смещается защитник; он, как правило, находится в пределах трапеции, сохраняя в поле зрения подопечного и мяч. Его ноги находятся в постоянном движении.

Правило №2. Опека дриблёра

Необходимо оттеснить дриблёра к боковой, чтобы сформировать сильную и слабую стороны для организации подстраховки со слабой стороны. Если мяч находится близко к осевой линии, обе стороны сильные и организовать защиту труднее, т.к. невозможно осуществить подстраховку; такая защита будет уязвима при рывке нападающего за спиной защитника.

Правило №3. Чем реже в ходе одной атаки будут меняться сильная и слабая стороны, тем реже защитники будут менять защитные стойки, т.е. тем легче защищаться. Для этого защитники должны препятствовать передачам между игроками задней линии.

Правило №4. Опека игрока, закончившего ведение.

Когда игрок закончил ведение, защитник должен сблизиться с ним вплотную, препятствуя передаче; все другие защитники препятствуют приему мяча своим подопечным. Защитник, опекающий игрока с мячом, должен  предусмотреть рывок нападающего после выполнения им  передачи; для этого он должен  перейти из сближенной стойки на более прямых ногах  в защитную стойку для опеки игрока без мяча.

Правило №5. Опека игрока, имеющего ведение.

Нападающий  с мячом  может совершить проход к щиту как с внутренней стороны (со стороны осевой линии), так и с наружной стороны (со стороны боковой. Как отмечалось ранее (см. правило №2), защитник должен стараться не допустить проход по центру (со стороны осевой), а оттеснить дриблера к боковой линии; для этого защитник принимает стойку с выставленной вперед ногой, при этом на левой стороне площадки впереди правая нога, на правой – левая; кроме этого, необходимо сместиться на полкорпуса к центру, открывая и провоцируя проход в сторону боковой линии: все это формирует сильную и слабую сторону и определяет подстраховку. Смещаясь в сторону боковой линии, нападающий уменьшает количество вариантов продолжения атаки: нападающий в центре имеет три направления развития атаки (вперед, вправо, влево), тогда как на  краю площадки –  два (вперед и к центру).

До начала ведения защитник должен держать нападающего в напряжении, размахивая рукой перед его лицом, делая финты и выпады. Он должен реагировать на  возможность совершения нападающим броска или прохода и соответственно с этим менять дистанцию: нападающий поднимает мяч вверх – есть опасность броска и дистанция сокращается, нападающий опускает мяч вниз – есть опасность прохода, и защитник отступает, чтобы успеть среагировать на проход. Защитник, держащий игрока с мячом, должен заставить его вести мяч под углом 45 гр. по направлению к боковой линии. Задача защитника – заставить нападающего остановиться, или, по крайней мере, не дать набрать ему скорость.

При угрозе прохода вдоль лицевой защитник «запускает» нападающего, а затем останавливает, двигаясь в защитной стойке под углом к лицевой; если остановить нападающего не удается, на помощь должен прийти партнер со слабой стороны.

Правило №6. Опека игрока без мяча на сильной стороне.

Если опекаемый передал мяч, защитник, находясь в закрытой стойке, смещается в направлении передачи (тем самым он (1) может быстрее осуществить подстраховку партнера и (2) облегчает свои действия в случае прохода нападающего себе за спину); при этом чем дальше нападающий от мяча, тем дальше от подопечного должен располагаться защитник. Защитник должен быть готов противодействовать рывку нападающего к корзине; в случае рывка за спину: в секторе 1 держит нападающего со стороны мяча в закрытой стойке, мешая левой рукой передаче; если нападающий начал рывок,

защитник идет за ним и в секторе 3 препятствует приему правой рукой, наблюдая за мячом через правое плечо; в секторе 2 – «слепом», где он не может одновременно видеть мяч и подопечного, он следит за подопечным; в секторе 4 (на слабой стороне) защитник поворачивается к мячу.

 Правило №7. Опека игрока без мяча на слабой стороне.

 Позиция защитника на слабой стороне площадки располагается преимущественно в пределах трапеции. Рассмотрим на примере защитника №4.

1) Игра против своего подопечного. Защитник должен быть готов блокировать нападающего №4, если тот попытается выйти к мячу, начиная работать в закрытой стойке или держа его на спине (позиция опеки спереди) в зависимости от того, в какую зону движется нападающий (см. пр. №10). Если слабая сторона становится сильной, защитник должен успеть принять защитную стойку (последние шаги рывка приставные, чтобы исключить возможность прохода за спину).

2) Игра в подстраховке. Находясь в трапеции, защитник №4 готов оказать помощь партнерам: (1) помешать нападающему, выходящему за спиной своего защитника из позиции в одной передаче от мяча; (2) подстраховать прошедшего к кольцу дриблера – см. пр. № 11; (3) перехватить навесную передачу центровому – см. пр. №10.

Правило №8. Защитник движется вместе с движением мяча, независимо от того, движется или нет  его подопечный. Зачастую защитники движутся только за подопечными, игнорируя движение мяча, что сводит на нет всю структуру командных защитных построений. Защитник постоянно должен корректировать свою позицию в зависимости от месторасположения мяча

Правило №9. Независимо от подстраховки каждый защитник отвечает за своего подопечного. Структура командной игры в защите подразумевает размены, переключения, ловушки, подстраховки и другие ситуации, когда за подопечного данного защитника отвечает его партнер. Однако такие ситуации кратковременны, и необходимо акцентировать внимание защитника на его персональную ответственность за его подопечного. Лучше не рассчитывать на помощь партнеров, хотя она должна быть оказана, а приложить максимум усилий для опеки своего подопечного.

Правило №10. Опека центрового.  Когда центровой  держит своего подопечного вверху или в средней позиции, он не оставляет его для подстраховки партнеров; играя в в нижней позиции он может осуществлять подстраховку. В нижней позиции (схема № 6) центрового держат всегда спереди, в верхней сбоку со стороны мяча, в средней – сбоку или спереди (если мяч ниже верхней границы средней позиции – спереди,  выше – сбоку). Подстраховка центрового :

Как только защитник 3 заметил навесную передачу, он должен пересечь трапецию и попытаться перехватить или отбить передачу; защитники 1 и 2 стягиваются внутрь согласно принципам игры на сильной и слабой стороне; чем сильнее оказывает давление на своего подопечного защитник 4, тем менее вероятна успешная навесная передача.

При смене стойки при опеке центра из позиции сбоку в позицию спереди защитнику сложно сделать вышагивание задней ногой, он может сделать поворот на передней.

 Правило №11. Помоги и вернись и помоги помогающему и вернись. Если дриблер  начинает проходить внутрь, ближайший защитник должен помочь остановить проход и успеть вернуться к своему подопечному, при этом все время удерживая его в поле зрения (т.е. выполнить двойную задачу: помочь остановить дриблера и не дать получить своему!). Если нападающий 2  обойдет защитников 2 и 4,  защитник 3 должен сместиться для оказания помощи и тогда защитник 1 смещается к его подопечному – принцип «помоги помогающему» (схема № 8). Также если дриблер идет в лицевую, защитник с противоположной стороны трапеции пересекает ее и идет на помощь, а защитник 2 смещается внутрь.

Правило №12. Защита против заслонов. 1) Заслон при встречном движении при взаимодействии типа «восьмерки»: когда защитник 1 видит, что нападающий 2 выходит на получение передачи из рук в руки, он прыжком перекрывает дорогу нападающему 2, а защитник 2 отвечает за остановку дриблера 1. 2) Дриблер ведет мяч в направлении подопечного, который собирается поставить заслон. Защитник, видя это, выходит на вершину заслона в позицию у внешнего плеча подопечного; при этом он все время касается его плеча. Остальные партнеры смещаются в область трапеции для оказания помощи, удерживая в поле зрения своих подопечных и мяч. 3) Защитник видит, что его подопечный идет к игроку с мячом, чтобы поставит заслон, и занимает позицию у внешнего плеча подопечного; при первом ударе защитник вместе со своим партнером, опекающим игрока с мячом, пытается поставить  ловушку.

КОМПЛЕКСНОЕ  УПРАЖНЕНИЕ  ДЛЯ  ОТРАБОТКИ  КОМАНДНОЙ ИГРЫ  В ЗАЩИТЕ,  ОСНОВАННОЙ  НА  АКТИВНОЙ  ЗАЩИТЕ  НА  СВОЕЙ  ПОЛОВИНЕ  ПЛОЩАДКИ.

 Упражнения, основанные на принципах системного подхода, могут в значительной степени позволить обеспечить комплексную подготовку игрока, соединив в одно целое отдельно разученные приемы и освоить их в условиях, приближенных к игровым.

В описанном ниже упражнении отработка индивидуальных, групповых и командных методов защиты проводится в условиях командной игры, причем разучиваются и совершенствуются почти все основные приемы защиты. В данном упражнении легко моделировать конкретные тактические схемы, причем упражнению легко придать соревновательный характер.

Естественно, непосредственному применению данного упражнения должна предшествовать работа над овладением техническими и тактическими приемами индивидуальной игры в защите (работа в правильной защитной стойке, рациональное передвижение и т.д.).

В разобранном примере предлагается обучение защитным действиям в расстановке нападающих 2-1-2, однако возможны и другие схемы расположения игроков.

            В упражнении выделяются пять этапов, различающихся по степени сложности и кругу решаемых задач.

Первый этап.

             Нападающие сохраняют постоянные позиции и передают мяч  вокруг области штрафного броска, причем делают это с некоторой задержкой (3-5 сек.) для того, чтобы защитники на первых этапах обучения могли использовать это врамя для анализа и контроля своих действий.

             Игроки, отрабатывающие защитные действия, решают следующие задачи: выбор оптимальной позиции на сильной и слабой сторонах площадки, групповой отбор, двойная опека нападающего.

  1. Выбор оптимальной позиции на сильной и слабой стороне площадки.

На схеме №10 показана исходная расстановка нападающих и направления передач мяча. При опеке игрока, владеющего мячом, защитник должен находиться на линии, соединяющей нападающего с кольцом (схема №11). Игрок должен соблюдать оптимальную дистанцию, равную примерно длине вытянутой руки. При опеке нападающего, не владеющего мячом, защитник на сильной стороне площадки играет в закрытой стойке, а на слабой стороне строит «защитный треугольник», располагаясь примерно в одном шаге от линии, соединяющей подопечного и мяч, причем расстояние от подопечного зависит  от расстояния между подопечным и мячом (см. правила  №№1, 6, 7, схема №№ 2, 3). Нападающие передают мяч по периметру; защитники в соответствии с месторасположением мяча занимают оптимальные защитные позиции.

  1. Групповой отбор мяча.

             Отрабатывается момент подключения второго защитника. Игрок, опекающий нападающего с мячом, своими активными действиями заставляет его развернуться спиной или боком к щиту. Задача второго защитника, находящегося в это время ближе всех остальных к игроку с мячом, заключается в том, чтобы уловить этот момент и вовремя подключиться к отбору мяча. Второй важный прием, отрабатываемый в этом упражнении – выбивание мяча (обычно движением снизу вверх) или вырывание мяча. Остальные защитники занимают места для подстраховки согласно правилам № 6, 7, 11. Нападающие передают мяч по периметру; защитники перемещаются в соответствии с движением мяча и осуществляют групповой отбор и подстраховку (о  групповом отборе см. также на стр. ).

  1. Двойная опека нападающего с мячом

 Если при групповом отборе мяча защитники стараются овладеть им, то при  двойной опеке их главная задача заставить нападающего  сделать навесную передачу. В связи с этим необходимо обратить внимание на правильное положение рук у защитников (они вверху) и на их согласованное перемещение. Упражнение осуществляется следующим образом: как только нападающий 4 передаст мяч 1,

защитник 4 осуществляет сдваивание. После передачи мяча нападающим 1 партнеру 5, защитник 4 возвращается на свое место, а сдваивание осуществляет защитник 1.         

Второй этап.

В отличие от первого этапа нападающим разрешается вести мяч и выполнять проходы к щиту. Игроки защиты должны научиться выполнять следующие приемы: направить дриблера в нужную сторону; остановить дриблера; осуществить групповой отбор или двойную опеку в момент постановки нападающим заслона (в частности, при наведении); активно противодействовать при подстраховке прохода нападающего под щит; отработать своевременное возвращение к своему игроку после остановки прохода.

  1. Направить дриблера в нужную сторону  (см. правила №№ 2, 3, 5).

Решающее значение имеет расположение защитника на площадке по отношению к опекаемому им игроку. Смещаясь вправо или влево, защитник не только предлагает нападающему вести мяч в определенном направлении, но и передает информацию о своих намерениях партнерам. Ведение мяча нападающим в нежелательном направлении должно вызывать у защитника активное противодействие, а ведение в нужную сторону – пассивное. Упражнение выполняется следующим образом: нападающий 4 владеет мячом;

защитник 4 закрывает проход в лицевую линию, поэтому нападающий начинает ведение в направлении своего партнера 1; в процессе ведения мяча  нападающий должен несколько раз попытаться изменить направление своего движения, а защитник препятствовать этому. Затем мяч передается другому нападающему, а выполнявшие игроки возвращаются на свое место. Упражнение выполняется по кругу, затем участники меняются позициями (на всех этапах выполнения данного упражнения ведение осуществляется по периметру).

Остановка игрока, ведущего мяч.

Защитник позволяет своему подопечному начать ведение по периметру в направлении своего партнера. Ближайший защитник должен оказать помощь своему товарищу и, покинув своего подопечного, пытается остановить или притормозить дриблера, чтобы дать возможность его опекуну его догнать; после остановки защитник возвращается к своему подопечному. Занимающиеся должны твердо усвоить, что помощь без возврата к своему игроку неэффективна (правило № 11). Нападающие не делают проход в лицевую, т.к. этот эпизод будет рассматриваться далее отдельно.

Противодействие проходу игрока  мячом под  щит из позиций 1 и 2.

Данное упражнение является развитием предыдущего. Здесь нападающие осуществляют ведение не по периметру расстановки, как было  в упр. 1 и 2, а в направлении щита. Нападающий 1 уходит от своего защитника. Осуществляющий подстраховку в

соответствии с правилом № 11 защитник 3 пытается его остановить; в случае неудачи он сопровождает нападающего до самого щита и активно противодействует броску; защитник 2 осуществляет контроль за нападающим 3 в соответствии с правилом «помоги помогающему». Если нападающий остановлен  защитником 3, следует передача нападающему 2, а защитники меняют свою расстановку в соответствии с новой ситуацией; далее участники меняют свои позиции по кругу.

  1. Организация двойной опеки или группового отбора при противодействии заслону.

Заслоны – эффективное оружие нападающих,  и все-таки при защите от них у обороняющихся возникают благоприятные возможности для неожиданного перехода на двойную опеку или групповой отбор мяча. Заслоны в данном упражнении выполняет центровой игрок 5.

Третий этап.

             На первых двух этапах атакующие игроки находились в постоянных позициях.  Теперь игрокам нападения разрешается выходить под щит. Кроме того, в упражнениях, где отрабатывается подстраховка прохода по лицевой линии и приемы борьбы за отскок, предусматривается одновременное движение всех игроков.

На третьем этапе защитники решают следующие задачи: отрабатывают защитные действия против игрока, входящего в трехсекундную зону для получения мяча; подстраховка нападающего, проходящего вдоль лицевой линии; отблокировка нападающих при борьбе за отскочивший от кольца мяч.

Защита против игрока, входящего в трехсекундную зону для получения мяча.

Упражнение учит защитника отсекать нападающего от мяча, вынуждая его двигаться позади опекуна. Защитник в закрытой стойке движется вместе с нападающим, следя за игроком с мячом. Упражнение начинается с передачи мяча от нападающего 2 партнеру 3, после чего нападающий входит в 3-х секундную зону и движется к кольцу.  Защитник 2 движется за нападающим 2, сохраняя правильную позицию и препятствуя передаче своему подопечному от нападающего 3. Как только игроки начали движение, все остальные пары начинают сдвигаться по кругу, т.е. на позицию 2 приходят игроки с позиции 5 и т.д. После того, как все отработают проход с позиции 2, проход осуществляется с позиции 1.

     Упражнение можно усложнить, если игрок на позиции 5 (центровой) будет ставить заслон защитнику проходящего партнера. Тогда дополнительно можно работать над переключением при заслоне.

Противодействие проходу нападающего вдоль лицевой линии (см. правило № 11).

Нападающий 2  отдает передачу партнеру 3. Защитник 3 пропускает нападающего 3 вдоль лицевой линии; защитник 4, находящийся в позиции подстраховки, вместе с защитником 3 останавливают нападающего 3 и осуществляют отбор мяча. Защитник 1 смещается внутрь области штрафного броска для выполнения правила «помоги помогающему», а также для того, чтобы занять выгодную позицию при подборе. После того, как игрок с мячом остановлен, все участники смещаются на одну позицию по часовой стрелке и упражнение повторяется для всех участников. Затем упражнение повторяется с противоположной стороны.

  1. Отблокировка нападающего при борьбе за отскок.

            Упражнение дает возможность отработать отблокировку нападающих, находящихся на разных расстояниях от кольца. Защитники должны занимать правильную исходную стойку – боком к подопечному, что дает возможность сократить время поворота при блокировке (центр тяжести расположен по середине стойки на линии, соединяющей нападающего и корзину).  При попытке нападающего обойти защитника спереди последний выполняет передний поворот на задней ноге; если нападающий обходит сзади, защитник делает задний поворот на передней ноге (защитник стоит левым боком вперед).

В любом случае после поворота защитник должен обеспечить контакт с нападающим, чтобы отсечь его от мяча, контролировать его положение и своевременно реагировать на его маневры. Контакт необходимо удерживать до момента определения направления отскока мяча, когда защитник начинает движение на подбор, или понимает, что мяч подбирает другой игрок. Сохранение контакта является настолько важным фактором в борьбе за отскок, что некоторые авторы выделяют его в отдельный прием. Так, Д.Бэч называет это действие «удержанием на спине» и считает его основным элементом в борьбе за отскок.

При блокировке плотно опекаемого нападающего у защитника нет необходимости сближаться со своим подопечным и он может сразу начать отблокировку. Если нападающий опекался неплотно, то защитнику перед отблокировкой необходимо сначала сблизиться с нападающим. Если расстояние между ними около 1,5 м, защитник выполняет скользящий шаг с передней ноги, чтобы подойти к самому боку нападающего (если у нападающего была выдвинута правая нога,  к правому боку и наоборот). Этот маневр отрезает нападающему путь  для обхода защитника спереди и заставляет его двигаться ему за спину; при начале этого движения защитник выполняет задний поворот и входит в контакт с нападающим.

Если нападающий находится в 3-4 м. от защитника, задача усложняется и защитник часто делает ошибки (сразу идет на подбор, забывая выполнить отблокировку; движется для блокировки прямо на нападающего). Правильные действия нападающего заключаются в том, чтобы перекрыть сопернику кратчайший путь к кольцу. Защитник должен переместиться на линию, соединяющую нападающего с кольцом в позиции лицом к нападающему, после чего начать отблокировку.

Защитники  4, 1 и 5 на сильной стороне осуществляют отблокировку из положения плотной опеки, а защитники 2 и 3 – отрабатывают технику сближения с нападающими (бросок выполняет нападающий 4).  Далее бросок выполняет нападающий 1; защитники 1, 4 и 5 совершают отблокировку из положения плотной опеки, защитники 2 и 3 – выполняют сближение и т.д. Затем участники перемещаются на одну позицию и т.д.

Четвертый этап. Некоторые упражнения предыдущих этапов после их освоения целесообразно выполнять в условиях, более приближенных к игровым. Поэтому на этом этапе упражнения выполняются во время движения. Игроки, сохраняя исходную расстановку и направление передач (схема №), получают навыки выполнения приемов в динамическом режиме для развития оперативного игрового мышления.

      Например, упражнение 1 первого этапа, направленное на выбор защитниками оптимальной позиции, будет выполняться не при последовательной передаче мяча по периметру, а при произвольных передачах (например, по команде тренера), заставляя защитников реагировать на заранее неизвестную атаку.

Пятый этап. На пятом этапе все ранее изученные приемы закрепляются и совершенствуются в игре.

   УПРАЖНЕНИЕ  ПО   ОТРАБОТКЕ  ЛИЧНОЙ  ЗАЩИТЫ  С  ГРУППОВЫМ ОТБОРОМ  МЯЧА.

 При личной защите с групповым отбором мяча защитник, опекающий дриблера, оттесняет его к боковой линии; в это время его партнер, опекающий второго игрока задней линии,  делает ложный рывок по направлению к дриблеру, оставаясь при этом между мячом и своим подопечным. Если защитнику дриблера удалось остановить его, второй защитник продолжает рывок  и вместе с первым защитником атакует нападающего. Обычно игрок, подвергшийся групповому нападению защитников, пытается передать мяч оставшемуся свободным партнеру, поэтому защитник, опекающий крайнего нападающего на слабой стороне площадки, занимает позицию для перехвата мяча, посланного в этом направлении. Центровой при этом опекает двух нападающих, располагаясь ближе к тому, кто более опасен. Если удалась передача крайнему нападающему на сильной стороне площадки, то в групповом отборе участвуют его защитник и защитник дриблера. В групповом отборе обычно участвуют защитники и нападающие; центровой остается на своем месте, используя принцип зонной защиты, и прикрывает кольцо. Ближайшие к групповой атаке защитники располагаются в позициях, позволяющих осуществить перехват.

Если дриблеру удается выполнить успешную передачу партнеру, каждый защитник берет ближайшего игрока противника. Игрока, выполнившего передачу, опекает его основной защитник, а помогавший в групповом отборе  защитник  делает рывок к корзине, т.к. свободным обычно остается дальний от мяча нападающий. В дальнейшем, если это необходимо в случае несоответствия роста,  производится обратный размен игроков. Для этого лучше всего позволить нападающим выполнить обратную передачу, т.к. переключение в этот момент не так опасно; обратный размен позволит защитникам восстановить исходные позиции.

Личная защита с групповым отбором мяча эффективна против высоких и недостаточно техничных нападающих. Она нарушает запланированную систему нападения противника, увеличивает темп игры. Ее с успехом могут применять команды, проигрывающие на последних минутах.

Упражнение на отработку личной защиты с групповым отбором мяча против нападения в расстановке 2-3.

Нападающий  2 пересек с ведением центральную линию, и опекающий его защитник 2 оттеснил его к боковой линии. Защитник 1, опекающий игрока 1, также смещается к боковой линии. Защитник 3 на слабой стороне площадки начинает движение в сторону игрока 1. Защитник 5 располагается пред игроком 5 в закрытой стойке. Центровой защиты 4 опекает центрового нападения 4.

Нападающий  2 закончил ведение у боковой линии. Защитник 2 оказывает на него давление и заставляет развернуться к центральной линии. В момент его поворота защитник 1 делает к нему рывок и вместе с партнером 2 участвует в групповом отборе мяча. Защитник 3 выходит вперед в позицию для перехвата между мячом и игроком 1, все время удерживая эту линию при передвижении игрока 1. Защитник 5 продолжает контролировать нападающего 5. Защитник 4 смещается в центр области штрафного броска для контроля передачи игрокам нападения 3 и 4э                                                                                                

Нападающий  2 сумел передать мяч своему партнеру 5, который сумел открыться на передачу. Защитник 5 активно атакует его, заставляя развернуться к центральной линии. Защитник 2 оставляет игрока 2 и вместе с партнером 5 участвует в групповом отборе мяча. Защитник 1 контролирует игрока 2, а защитник 4 нападающего 4, который пересек трапецию. Защитник  3 отходит назад для контроля передачи нападающему 3, а также навесной передачи центровому 4.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Под ред. Ю.М.Портнова. Баскетбол. М., 1997.
  2. А.Я.Гомельский. Баскетбол. М., 1997.
  3. Д.Вуден. Современный баскетбол. М., 1987.
  4. Д.Шувагин, В.Тамбов. Двенадцать правил игры в защите. Казань, 1997.
  5. Из записной книжки Бобби Найта. Методическое пособие. М., 1996.
  6. А.И.Петелин, С.В.Николаенко. Этапы обучения квалифицированных баскетболистов защитным действиям. Реферат. Омск, 1999.
  7. В.М.Каукин. Личная защита с групповым отбором мяча. Реферат. Старый Оскол.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино