Доклад Меркулова В.М.2

Общешкольный учебно-методический семинар на тему:

Комплексное развитие двигательных качеств юных спортсменов. Современный подход к развитию физических качеств.

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия:

  • Силу;
  • Быстроту;
  • Внимательность;
  • Ловкость;
  • Подвижность в суставах.

Развитие двигательных качеств протекают по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие другого.

Возрастное развитие двигательных качеств характеризуются гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13 – 15 лет, силовые – в 25 – 30 лет и.д.)

Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны. Период повышенных темпов развития – критический, в котором следует выделять его разновидности, характеризующегося:

А) наиболее высокими;

Б) умеренно высокими темпами развития физических качеств

и период пониженных темпов развития – субкритический.

Сила. Главный фактор в появлении человеческой силы – мышечное напряжение, однако масса тел тоже играет определенную роль. Поэтому различают еще абсолютную и относительную силу. Под абсолютной понимают силу, которую человек проявляет в каком – либо движении, измеренную без учета веса тела; под относительной – величину силы, приходящийся на 1 кг веса тела человека.

Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:

  • Упражнения с внешним сопротивлением;
  • Упражнения с преодолением тяжести собственного тела.

Быстрота. Характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

  1. Быстрота одиночного движения;
  2. Частота движений;
  3. Быстрота двигательной реакции.

Выносливость. Под выносливостью понимают способность человека  длительно выполнять работу без снижения её интенсивности.

Развитие выносливости – это в значительной мере развитие биологических процессов, которые способствуют боли длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Ловкость. Под ловкостью понимается совокупность координационных способностей, таких как быстрота овладения новыми движениями, быстрая перестройка двигательной деятельности.

Подвижность в суставах. Это морфофункциональное двигательное качество. Определяется строением сустава, эластичностью связок, эластичностью мышц. Подвижность увеличивается при повышении температуры мышц в результате их работы; (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности); при эмоциональном возбуждении, например при высокой температуре внешней среды. Различают активную и пассивную подвижность в суставах. Первая проявляется при активных движениях самого человека, вторая – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (усилий партнера). Под влиянием утомления активная подвижность в суставах уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего противодействия растяжению тонуса мышц).

Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей  в детском и подростковом возрасте. В отличии от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культура, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне.

Методика развития двигательных качеств и использование средств и методов по этапам обучения предусматривает определенную последовательность, связанную с условиями занятий и особенностями возрастного развития организма юного спортсмена.

Основным средством развития силовых способностей являются силовые упражнения. Упражнения стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Мышцы – активная часть опорно – двигательного аппарата человека. В теле человека насчитываются около 600 отдельных мышц. Рассмотрим упражнения для развития силовых способностей (некоторые из них)

1) Упражнения для развития силы мышц шеи, ног

- принять исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, голова на возвышенности. Выполнить наклоны головы вперед-назад. Темп выполнения – средний, количество повторений 10 – 12 раз в одном подходе.

- Исходное положении – ноги на расстоянии 1,5 ширины плеч, упор руками и головой в поверхность. Выполнить перекаты головой вперед-назад, затем – вправо-влево. Темп – медленный. Количество повторений – 5 – 10 раз в одном подходе.

 

- Упражнение выполняется в паре с партнером. Принять положение – стоя спиной или лицом к партнеру. Партнер должен обхватить вашу голову руками. Преодолевая сопротивление рук партнера, выполните наклон головы сначала вперед, затем назад. Темп – медленный. Количество повторений 5 – 10 раз в одном подходе.

2) Упражнения для развития силы мышц спины и живота.

- Исходное положение – лежа на животе, руки согнуты в локтях и расположены на затылке, ноги вместе. Выполнить подъем верхней части туловища вверх и над поверхностью. Темп выполнения – средний. Количество повторений 10 – 12 раз в одном подходе.

3) Упражнения для развития силы мышц ног.

- Выполнить прыжки со скакалкой. Темп – быстрый. При подходе по 1 минуте. Каждые последние 15 секунд выполнять прыжки с максимальным ускорением.

- Выполняется в паре с партнером. Исходное положение – лежа на животе, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°, руки выпрямлены вдоль тела. Партнер садится на ваши ягодицы и захватывает ноги в области лодыжек. Преодолевая сопротивление рук партнера, старайтесь выпрямить ноги и опустить их на поверхность. Темп – средний. Количество повторений 10 – 20 раз в одном подходе.

4) Упражнения для развития силы мышц рук.

- Исходное положение – упор лежа, ноги вместе. Выполнить отжимания. Темп – средний. Количество повторений 10 – 20 раз в одном подходе.

- Выполняется в паре с партнером. Упор лежа, партнер держит ваши ноги за лодыжки. Используя разные направления, - вперед – назад по диагонали – выполнить передвижение на руках. Чем шире расставлены руки, тем выше нагрузка. Темп – быстрый. Выполнять в течение 10 – 30 секунд.

 

 

Упражнения для развития быстроты.

- Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.)

- Прыжки через скакалку

- Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.

- Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления.

- Имитационные упражнения с акцентировано быстрым выполнением какого – то отдельного движения.

Упражнения для выносливости.

- Бег

- Прыгнул – встал – упал – отжался. Поначалу 10 – 20 прыжков с возрастанием далее 1 следующих подходов. Исходное положение - стоя на полу. Начало: прыгнуть вверх подняв руки, приземлившись на ноги принять упор лежа, далее прикоснуться животом пол и вытянуть руки вперед, следом поднять руки обратно, отжаться и вернуться в исходное положение.

 

Упражнения для развития ловкости.

- Исходное положение – боевая стойка. Из боевой стойки поднять к груди колено правой ноги и одновременно с этим прыгнуть вперед на левой ноге, перемещая тело усилием правого колена. Продолжать выполнять, поочередно прыгая на левой и правой ноге. Количество повторений 10 – 15 раз. Темп выполнения – средний. Развивается координация, равновесие, ловкость. Исходное положение – боевая стойка. Прыгнуть вперед и, прицелившись, коснуться пальцами правой руки пола справа от себя. После следующего прыжка коснуться пальцами левой руки пола слева. Темп – средний. Количество повторений 10 – 15 раз.

- Исходное положение – сидя на корточках. Из приседа выпрыгнуть вверх, широко расставив в стороны руки и ноги. Приземляясь, принять исходное положение. Темп – средний. Количество повторений 10 – 15 раз.

- Положение – сидя на корточках. Поставить ладони на пол, прижать подбородок к груди и выполнить кувырок вперед. Темп – средний. Количество повторений 10 – 15 раз.

- Положение – сидя на корточках. Поднять кисти рук ладонями вперед за уровень головы, резко опустить бедра на пол и перекувыркнуться назад, помогая себе руками.

- Упражнение выполняется в паре с партнером. Исходное положение – сидя на корточках лицом друг к другу и упор ладонями в ладони партнера. В команде одновременно оттолкнуться друг от друга и выполнить кувырок назад, быстро возвращаясь в исходное положение. Темп – средний. Количество повторений 10 раз.

- Положение – сидя на поверхности, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди, руки обхватывают ноги. Из исходного положения качнуться назад и, выпрямить ноги, коснуться ступнями пола за головой. Темп – быстрый. Количество повторений 10 – 15 раз.

 

Упражнения для развития гибкости.

Это не силовые упражнения. Важно знать, что чрезмерное приложение усилий чревато серьезными травмами! Растягиваться до боли не нужно, важна регулярность упражнений.

- Встать прямо, расставив стопы на ширину плеч, положить руки на пояс. Наклонять корпус влево и вправо, по 12 наклонов в каждую сторону.

- Вращать торс по часовой стрелке и против неё, по 8 раз в каждую сторону.

- Расставив стопы на ширину плеч, пальцы рук сплести на затылке. Вращать тазом по часовой стрелке и против, по 8 движений.

-  Положить руки на пояс. Согнуть ногу в колене и вынести её вперед. Вращать по кругу в колене ногой. По 8 вращений.

-  Ноги поставить вместе. Наклоны вперед, растягивая мышцы ног и спины. Сделать 12 энергичных наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

- Встать прямо, ноги вместе. Далее расставить ноги в стороны на двойную ширину плеч. Эластично наклониться вперед, по 12 раз.

- Ноги на двойной ширине плеч, сделать выпад влево: согнуть левое колено и переместить вес тела влево. Из этого положения развернуть корпус на четверть оборота вправо, одновременно сгибая правое колено и перенося вес тела вправо; в конце движения принять положение выпада вперед на правую ногу. Затем выполнить обратное движение. Повторить по 8 движений в каждую сторону.

- Встать прямо, ноги расставить на полторы ширины плеч. Присесть, захватив ладонями стопы. Попытаться выпрямить спину и подать вперед таз. Зафиксировать положение на 1 минуту.

- Встать на колени. Вытянуть руки вперед и сцепить ладони в замок. Присесть вбок, опустив ягодицы на пол справа от лодыжек. Затем встать и повторить движение в левую сторону. Сделать по 6 приседаний.

- Сесть на пол. Ноги вперед. С усилием наклониться, пытаясь дотянуться ладонями до стоп, а грудью лечь на бедра. Сделать 12 наклонов, не перенапрягая связки колена.

- Лечь на живот, взяться руками за стопы, прогнуть спину и поднять голову. Зафиксировать положение на 30 секунд.

- Встать на  “мостик” и задержаться в нем на 30 секунд.

И т.д.

 

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно – научных, психологических, педагогических основ. Создаются условия для психофизического развития детей; создаются широкие возможности для двигательной активности детей; развивают у детей интерес к различным видам спорта. Активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей предусматривают образовательные задачи:

I. Формировать представления о своем организме, о здоровье.

II. Знакомить детей с различными способами выполнения основных движений.

III. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха.

IV. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств.

На разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями направлены воспитательные задачи:

I. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

II. Развивать нравственно – волевые качества ребенка (организованность,  взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность).

III. Воспитывать субъективную позицию ребенка в разных играх и упражнениях.

IV. Воспитывать культурно – гигиенические качества.

Оздоровление:

I. Сохранять и укреплять здоровье детей.

II. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность.

III. Формировать умение сохранять правильную осанку.

IV. Удовлетворять потребность детей в движении.

V. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов.

Современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно – теоретических основах, признания важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных программ создает программно – методическое обеспечение реализации задач физического развития детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино