Доклад Меркулова В.М.2

Общешкольный учебно-методический семинар на тему:

Комплексное развитие двигательных качеств юных спортсменов. Современный подход к развитию физических качеств.

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия:

  • Силу;
  • Быстроту;
  • Внимательность;
  • Ловкость;
  • Подвижность в суставах.

Развитие двигательных качеств протекают по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие другого.

Возрастное развитие двигательных качеств характеризуются гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13 – 15 лет, силовые – в 25 – 30 лет и.д.)

Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны. Период повышенных темпов развития – критический, в котором следует выделять его разновидности, характеризующегося:

А) наиболее высокими;

Б) умеренно высокими темпами развития физических качеств

и период пониженных темпов развития – субкритический.

Сила. Главный фактор в появлении человеческой силы – мышечное напряжение, однако масса тел тоже играет определенную роль. Поэтому различают еще абсолютную и относительную силу. Под абсолютной понимают силу, которую человек проявляет в каком – либо движении, измеренную без учета веса тела; под относительной – величину силы, приходящийся на 1 кг веса тела человека.

Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:

  • Упражнения с внешним сопротивлением;
  • Упражнения с преодолением тяжести собственного тела.

Быстрота. Характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

  1. Быстрота одиночного движения;
  2. Частота движений;
  3. Быстрота двигательной реакции.

Выносливость. Под выносливостью понимают способность человека  длительно выполнять работу без снижения её интенсивности.

Развитие выносливости – это в значительной мере развитие биологических процессов, которые способствуют боли длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Ловкость. Под ловкостью понимается совокупность координационных способностей, таких как быстрота овладения новыми движениями, быстрая перестройка двигательной деятельности.

Подвижность в суставах. Это морфофункциональное двигательное качество. Определяется строением сустава, эластичностью связок, эластичностью мышц. Подвижность увеличивается при повышении температуры мышц в результате их работы; (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности); при эмоциональном возбуждении, например при высокой температуре внешней среды. Различают активную и пассивную подвижность в суставах. Первая проявляется при активных движениях самого человека, вторая – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (усилий партнера). Под влиянием утомления активная подвижность в суставах уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего противодействия растяжению тонуса мышц).

Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей  в детском и подростковом возрасте. В отличии от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культура, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне.

Методика развития двигательных качеств и использование средств и методов по этапам обучения предусматривает определенную последовательность, связанную с условиями занятий и особенностями возрастного развития организма юного спортсмена.

Основным средством развития силовых способностей являются силовые упражнения. Упражнения стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Мышцы – активная часть опорно – двигательного аппарата человека. В теле человека насчитываются около 600 отдельных мышц. Рассмотрим упражнения для развития силовых способностей (некоторые из них)

1) Упражнения для развития силы мышц шеи, ног

- принять исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, голова на возвышенности. Выполнить наклоны головы вперед-назад. Темп выполнения – средний, количество повторений 10 – 12 раз в одном подходе.

- Исходное положении – ноги на расстоянии 1,5 ширины плеч, упор руками и головой в поверхность. Выполнить перекаты головой вперед-назад, затем – вправо-влево. Темп – медленный. Количество повторений – 5 – 10 раз в одном подходе.

 

- Упражнение выполняется в паре с партнером. Принять положение – стоя спиной или лицом к партнеру. Партнер должен обхватить вашу голову руками. Преодолевая сопротивление рук партнера, выполните наклон головы сначала вперед, затем назад. Темп – медленный. Количество повторений 5 – 10 раз в одном подходе.

2) Упражнения для развития силы мышц спины и живота.

- Исходное положение – лежа на животе, руки согнуты в локтях и расположены на затылке, ноги вместе. Выполнить подъем верхней части туловища вверх и над поверхностью. Темп выполнения – средний. Количество повторений 10 – 12 раз в одном подходе.

3) Упражнения для развития силы мышц ног.

- Выполнить прыжки со скакалкой. Темп – быстрый. При подходе по 1 минуте. Каждые последние 15 секунд выполнять прыжки с максимальным ускорением.

- Выполняется в паре с партнером. Исходное положение – лежа на животе, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°, руки выпрямлены вдоль тела. Партнер садится на ваши ягодицы и захватывает ноги в области лодыжек. Преодолевая сопротивление рук партнера, старайтесь выпрямить ноги и опустить их на поверхность. Темп – средний. Количество повторений 10 – 20 раз в одном подходе.

4) Упражнения для развития силы мышц рук.

- Исходное положение – упор лежа, ноги вместе. Выполнить отжимания. Темп – средний. Количество повторений 10 – 20 раз в одном подходе.

- Выполняется в паре с партнером. Упор лежа, партнер держит ваши ноги за лодыжки. Используя разные направления, - вперед – назад по диагонали – выполнить передвижение на руках. Чем шире расставлены руки, тем выше нагрузка. Темп – быстрый. Выполнять в течение 10 – 30 секунд.

 

 

Упражнения для развития быстроты.

- Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.)

- Прыжки через скакалку

- Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.

- Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления.

- Имитационные упражнения с акцентировано быстрым выполнением какого – то отдельного движения.

Упражнения для выносливости.

- Бег

- Прыгнул – встал – упал – отжался. Поначалу 10 – 20 прыжков с возрастанием далее 1 следующих подходов. Исходное положение - стоя на полу. Начало: прыгнуть вверх подняв руки, приземлившись на ноги принять упор лежа, далее прикоснуться животом пол и вытянуть руки вперед, следом поднять руки обратно, отжаться и вернуться в исходное положение.

 

Упражнения для развития ловкости.

- Исходное положение – боевая стойка. Из боевой стойки поднять к груди колено правой ноги и одновременно с этим прыгнуть вперед на левой ноге, перемещая тело усилием правого колена. Продолжать выполнять, поочередно прыгая на левой и правой ноге. Количество повторений 10 – 15 раз. Темп выполнения – средний. Развивается координация, равновесие, ловкость. Исходное положение – боевая стойка. Прыгнуть вперед и, прицелившись, коснуться пальцами правой руки пола справа от себя. После следующего прыжка коснуться пальцами левой руки пола слева. Темп – средний. Количество повторений 10 – 15 раз.

- Исходное положение – сидя на корточках. Из приседа выпрыгнуть вверх, широко расставив в стороны руки и ноги. Приземляясь, принять исходное положение. Темп – средний. Количество повторений 10 – 15 раз.

- Положение – сидя на корточках. Поставить ладони на пол, прижать подбородок к груди и выполнить кувырок вперед. Темп – средний. Количество повторений 10 – 15 раз.

- Положение – сидя на корточках. Поднять кисти рук ладонями вперед за уровень головы, резко опустить бедра на пол и перекувыркнуться назад, помогая себе руками.

- Упражнение выполняется в паре с партнером. Исходное положение – сидя на корточках лицом друг к другу и упор ладонями в ладони партнера. В команде одновременно оттолкнуться друг от друга и выполнить кувырок назад, быстро возвращаясь в исходное положение. Темп – средний. Количество повторений 10 раз.

- Положение – сидя на поверхности, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди, руки обхватывают ноги. Из исходного положения качнуться назад и, выпрямить ноги, коснуться ступнями пола за головой. Темп – быстрый. Количество повторений 10 – 15 раз.

 

Упражнения для развития гибкости.

Это не силовые упражнения. Важно знать, что чрезмерное приложение усилий чревато серьезными травмами! Растягиваться до боли не нужно, важна регулярность упражнений.

- Встать прямо, расставив стопы на ширину плеч, положить руки на пояс. Наклонять корпус влево и вправо, по 12 наклонов в каждую сторону.

- Вращать торс по часовой стрелке и против неё, по 8 раз в каждую сторону.

- Расставив стопы на ширину плеч, пальцы рук сплести на затылке. Вращать тазом по часовой стрелке и против, по 8 движений.

-  Положить руки на пояс. Согнуть ногу в колене и вынести её вперед. Вращать по кругу в колене ногой. По 8 вращений.

-  Ноги поставить вместе. Наклоны вперед, растягивая мышцы ног и спины. Сделать 12 энергичных наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

- Встать прямо, ноги вместе. Далее расставить ноги в стороны на двойную ширину плеч. Эластично наклониться вперед, по 12 раз.

- Ноги на двойной ширине плеч, сделать выпад влево: согнуть левое колено и переместить вес тела влево. Из этого положения развернуть корпус на четверть оборота вправо, одновременно сгибая правое колено и перенося вес тела вправо; в конце движения принять положение выпада вперед на правую ногу. Затем выполнить обратное движение. Повторить по 8 движений в каждую сторону.

- Встать прямо, ноги расставить на полторы ширины плеч. Присесть, захватив ладонями стопы. Попытаться выпрямить спину и подать вперед таз. Зафиксировать положение на 1 минуту.

- Встать на колени. Вытянуть руки вперед и сцепить ладони в замок. Присесть вбок, опустив ягодицы на пол справа от лодыжек. Затем встать и повторить движение в левую сторону. Сделать по 6 приседаний.

- Сесть на пол. Ноги вперед. С усилием наклониться, пытаясь дотянуться ладонями до стоп, а грудью лечь на бедра. Сделать 12 наклонов, не перенапрягая связки колена.

- Лечь на живот, взяться руками за стопы, прогнуть спину и поднять голову. Зафиксировать положение на 30 секунд.

- Встать на  “мостик” и задержаться в нем на 30 секунд.

И т.д.

 

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно – научных, психологических, педагогических основ. Создаются условия для психофизического развития детей; создаются широкие возможности для двигательной активности детей; развивают у детей интерес к различным видам спорта. Активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей предусматривают образовательные задачи:

I. Формировать представления о своем организме, о здоровье.

II. Знакомить детей с различными способами выполнения основных движений.

III. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха.

IV. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств.

На разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями направлены воспитательные задачи:

I. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

II. Развивать нравственно – волевые качества ребенка (организованность,  взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность).

III. Воспитывать субъективную позицию ребенка в разных играх и упражнениях.

IV. Воспитывать культурно – гигиенические качества.

Оздоровление:

I. Сохранять и укреплять здоровье детей.

II. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность.

III. Формировать умение сохранять правильную осанку.

IV. Удовлетворять потребность детей в движении.

V. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов.

Современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно – теоретических основах, признания важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных программ создает программно – методическое обеспечение реализации задач физического развития детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОБЫТИЯ

16.05.2018

ФУТБОЛ. Детский турнир, посвященный 73 годовщине Великой Победы.

13 мая 2018 года на городском стадионе состоялся детский футбольный турнир, в котором принимали участие команды мальчиков 2007-2010 г.р.. Турнир проводился среди команд ТиНАО ( Троицкого и Новомосковского административного округа).

14.05.2018

13.05.2018г. Турнир г.г.России по борьбе самбо среди юношей, посвященный памяти мастера спорта СССР Журавлева В.И

13 мая в городе Обнинске прошёл турнир г.г.России по борьбе самбо среди юношей, посвященный памяти мастера спорта СССР Журавлева В.И.

18.04.2018

14.04.2018 Открытое певенство г.о.Химки по борьбе самбо среди юн.

14.04.2018 в г.Химки наши воспитанники принимали участие в открытом певенстве г.о.Химки по борьбе самбо среди юн.