ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШТРАФНОМУ БРОСКУ В БАСКЕТБОЛЕ

НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ).

Выполнил:

тренер-преподавательЦеликов Александр Николаевич

 

 

2015 г.

Москва. Троицк

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава I. Обзор литературы ………………………………………………………4

1.1.       Основные характеристики внимания……………… ………………………..4

1.1.1. Определение внимания и его функции......................................................4

1.1.2. Виды внимания и их характеристика………………………………………5

1.1.3. Основные свойства внимания………………………………………………6

1.1.4. Внешнее и внутреннее внимание…………………………………………..7

1.1.5. Возрастные особенности внимания………………………………………..9

1.1.6. Способы поддержания устойчивого внимания в процессе тренировки…10

1.1.7. Идеомоторная тренировка – целенаправленная работа со вниманием..…12

1.1.8. Совершенствование штрафного броска в баскетболе на этапе начальной подготовки с использованием идеомоторной тренировки…………………….18

Глава 2. Организация и методика исследования…………………………..22

Глава 3. Результаты исследований…………………………………………...24

Глава 4. Выводы и рекомендации……………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Приложения…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. В научной психологии проблема внимания стоит особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия. В тренировочной и  соревновательной практике адекватное управление вниманием, причем  как управление вниманием  индивидуума или группы (тренер – спортсмен/спортсмены), так и управление индивидуумом собственным вниманием, является важнейшим условием успеха физкультурно-спортивной деятельности.

Цель работы. Исследовать эффективность применения методов идеомоторной тренировки у занимающихся баскетболом на этапе начальной подготовки (3-й год обучения).

Объект исследования. Тренировочный процесс изучения и совершенствования технических навыков в группе начальной подготовки (вид спорта – баскетбол; 3-й год обучения).

Предмет исследования. Тренировочный процесс изучения и совершенствования штрафного броска в группе начальной подготовки 3-го года обучения с применением методов идеомоторной тренировки.

Гипотеза исследования. Можно предположить, что целенаправленное применение идеомоторных упражнений в тренировочном процессе будет способствовать развитию технических навыков штрафного броска.

Научная новизна. Исследована методика применения идеомоторных упражнений в тренировочном процессе для развития технических навыков штрафного броска у у занимающихся на этапе начальной подготовки (3-й год обучения).

Практическая значимость. Выполнена оценка эффективности использования идеомоторной тренировки у занимающихся на этапе начальной подготовки (3-й год обучения).

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Основные  характеристики внимания

1.1.1. Определение внимания, его функции

Внимание - это направленность сознание на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности.

Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).

Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъектов на объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение данной деятельности становится более ясным и отчетливым.

Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). [8]

Характеризуя внимание, как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностях, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможения, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности до тех пор пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Одной из важных функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. (Некоторые советские психологи - П.Я. Гальперин и др. даже определяют внимание как свернутое автоматизированное умственное действие контроля). С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция. Поэтому возможно говорить об определенной роли внимания в антиципации действительности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

1.1.2. Виды внимания и их характеристика

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные – меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И.П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

1.1.3. Основные свойства внимания

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрирования внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания. [27, с. 142]

Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации.

Главное свойство внимания состоит в том, что оно все время колеблется очень подвижно. Оно может быть направлено на несколько предметов сразу, мгновенно останавливаться на чем-то одном, потом постепенно ослабевать или так же быстро переключаться на что-то другое. Внимание - прожектор, у которого все время меняется фокус (то узкая и сильная полоса света, то широкая и слабая), и с огромной скоростью может он поворачиваться на вышке.

Внимательность каждого отдельного человека связана с развитием свойств внимания, его объема, сосредоточенности, устойчивости, переключаемостью, распределения. Обладая этими качествами, человек легко сосредоточивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение во всем психическом облике человека.

1.1.4. Внешнее и внутреннее внимание.

Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, – внутренним. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту.

Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

В тренировочном процессе необходимо использовать все типы внимания занимающегося. Если преобладает произвольное внимание юного спортсмена, увеличивается его психическое напряжение, что со временем может привести к неудовлетворенностью занятием. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход тренировочного процесса в акт развлечения, и решение тренировочных и воспитательных задач затрудняется.

Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности тренировки. Так, при разучивании физического упражнения, когда занимающиеся его осваивают, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же спортсмены должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности тренер может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание детей.

1.1.5. Возрастные особенности управления вниманием.

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у юных спортсменов разного возраста.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому дети часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Экспериментально доказано, что они не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Юные спортсмены среднего школьного возраста (5 – 8 классы)  обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности.  Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

1.1.6. Способы поддержания устойчивого внимания в процессе тренировки.

Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание в процессе тренировки. Достаточно эффективна предлагаемая Е.П. Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:

При постановке задач тренировочного занятия:

  1. Четко определять цель и задачи тренировки.
  2. Ставя задачу, проверять, понятна ли она занимающимся.

При пояснении упражнений:

  1. Показывать логическую связь между отдельными упражнениями и заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
  2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая занимающимся вопросы, втягивая их в процесс своего мышления.
  3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении тренировочного задания:

  1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, слишком высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
  2. Планировать оптимальный объем работы на тренировочное занятие. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем – неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечение юных спортсменов т тренировочного процесса.
  3. В процессе тренировочного занятия больше использовать соревновательные элементы.
  4. Стимулировать внимание занимающихся в ключевые моменты тренировки, подчеркивая важность выполняемых действий.
  5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
  6. Устранять причины отрицательного отношения занимающихся к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
  7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря и т.п.

Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать занимающихся к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Особую роль играет положительное отношение юных спортсменов к их  деятельности, важно, чтобы у них был неформальный интерес к тренировочным упражнениям, тренировочному процессу в целом, к выбранному виду спорта.

В значительной степени этот интерес достигается оптимальным соотношением объемов тренировочной и соревновательной деятельности.

1.1.7. Идеомоторная тренировка – целенаправленная работа с вниманием.

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки спортсмена, за исключением начальных, т.к. от занимающегося требуется повышенная концентрация внимания. Как упоминалось выше, у детей младшего школьного возраста устойчивость произвольного внимания в основной массе недостаточно высока.

Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно классифицировать следующим образом:

• как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;

• как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;

• как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

Все три функции характеризуются синхронностью.

Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить "мышечную выносливость" (И.Келси, 1961), спортивную работоспособность (Г.Тивальд, 1973) и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках (В.Я.Дымерский, 1965; А.А.Белкин, 1969). Идеомоторика эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями (А.В.Алексеев, 1968).

Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.

Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается суть "идеомоторного принципа построения движений".

Итак, чтобы достичь высокой точности движения, необходимо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".

1.1.8. Обучение и совершенствование штрафного броска в баскетболе на этапе начальной подготовки с использованием идеомоторной тренировки.

Важность овладения штрафным броском заключается в том, что он с одной стороны, имеет самостоятельное игровое назначение (количество попаданий со штрафного составляет значительную часть общего счета игры), с другой стороны, навык выполнения штрафных бросков является основой для формирования всего комплекса движений, который используется баскетболистами для бросков мяча в корзину.

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств баскетболиста имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска [2].

При рассмотрении штрафного броска педагогически целесообразно выделение трёх отдельных фаз: подготовительной (подседание и вынос мяча в исходное положение), рабочей (толчковое движение ногами, пауза в движении руки и собственно бросковое движение), заключительной (приземление, фиксация туловища, руки, кисти). К ведущим фазам, обеспечивающим выполнение данного действия, относятся рабочая и подготовительная фазы. Пограничным моментом между ними служит прицеливание, не связанное с выполнением движений (В. Г. Луничкин,1969; С. В. Голомазов,1973; А. И. Вальтин,1984).

В зависимости от особенности техники броска спортсменов одним и тем же фазам ног могут соответствовать различные положения бросающей руки:

- с маховым выносом мяча в точку прицеливания;

- "махом" без выноса мяча в точку прицеливания;

- с пассивным выносом мяча в точку прицеливания.

У юных баскетболистов максимальные величины реакции опоры правой и левой ноги при выполнении штрафных бросков неодинаковы. При одинаковом исходном положении у одних спортсменов величина реакции опоры правой ноги имеет большее значение, чем левой, у других - наоборот. Правильная подготовка к выполнению штрафного броска способствует стабильности реакции опоры, что помогает сохранять равновесие и стабильность движений в момент выполнения штрафного броска. Изменение исходного положения, особенно баскетболистами низкой квалификации, влияет на технику броска в целом и отражается на величине реакции опоры. Реакция опоры не зависит от утомления и эмоционального фона (А. С. Белов, 72; В. Д. Одобецкий, 1979; Н. В. Сковородникова, 1999).

Работа ног при штрафном броске направлена на создание некоторого кинематического фона для включения в работу руки. Особое значение приобретает временной отрезок от момента начала движения ног до включения в движение руки, он отражает важность выбора момента начала движения руки для осуществления точного броска.

В штрафных бросках при увеличении времени движения ног, так же как и при увеличении временного отрезка от начала движения ног до момента включения в движение руки (рука стала включаться позже на фоне высокой скорости движения туловища), происходит прирост 2,6 - 2,9 попадания из 10 бросков. (Р. С. Мозола, 1975).

Механико-математическая модель полёта мяча в корзину при баскетбольном броске позволяет конкретно определить требования, предъявляемые баскетболисту при выполнении точного броска. Баскетболист должен уметь регулировать следующие параметры: фронтальное направление броска, угол вылета мяча, начальную скорость, а также определенным образом сочетать начальную скорость с углом вылета (В. Г. Луничкин, 1969; С. В. Голомазов, 1973; В. Д. Одобецкий, 1979).

Начальные параметры вылета мяча для точного броска находятся в закономерной связи друг с другом. Эта зависимость допускает организацию движения таким образом, что при выборе необходимого для точного броска сочетания начальных угла и скорости вылета мяча спортсмен, ошибаясь в одном из параметров, может исправиться, внося коррективы в другой.

Оптимальный угол выброса мяча зависит от индивидуальных особенностей спортсменов: чем выше способность спортсмена к дифференцировке скорости выброса мяча, тем более пологую траекторию его полета ему целесообразно выбирать.

Наоборот, спортсменам, хорошо дифференцирующим направление (угол) броска, можно рекомендовать выполнение бросков с навесной траекторией (М. А. Бен Хамади, 1980; Б. Т. Бен Мустафа, 1977).

Умение сочетать необходимые угол и скорость вылета мяча - основная заслуга баскетболистов при выполнении точного броска. Ошибки связаны главным образом с отсутствием необходимого сочетания между углом и скоростью вы лета мяча (С. С. Царукян, 1991; С. В. Голомазов, 1973).

Вариации скорости вылета мяча при бросках с одинаковой дистанции определяются угловой скоростью движений в локтевом и лучезапястном суставах в момент, непосредственно предшествующий выбросу мяча, и не зависят от средней скорости движения в суставах на протяжении всей амплитуды движений.

Наибольший вклад в увеличение скорости движения мяча вносит кисть. Скорость дистального конца кисти в момент выпуска мяча практически одинакова для баскетболистов всех возрастных групп и определяется возможностью попадания мяча в корзину на конкретной дистанции. Скорость движения звеньев тела при всех способах бросков уменьшается по мере анатомического удаления от мяча. Она обратно пропорциональна возрасту и увеличению стажа тренировки. Наиболее точное звено - кисть - делает всё меньший вклад в конечную скорость вылета. С возрастом происходит оптимизация системы движений баскетболистов, что облегчает работу кисти и расширяет возможности управления в условиях движения с более низкими скоростями. Мышцы - сгибатели кисти в рабочей фазе на всех дистанциях работают с постоянной, почти 100 % ной по амплитуде активностью, а разгибатели - с 40 % ной (А. С. Белов, 1972; В. Д. Одобецки

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино