Доклад Проходы В.В.

 Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детско - юношеская спортивная школа-2

ДОКЛАД

Тема: «Организация расширенной физкультурно – оздоровительной и спортивной работы в ОУ г.Троицка»

Исполнитель директор ДЮСШ-2:

В.В. Прохода

Троицк

2018 г.

Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все остальное – ничто. Трудно с этим не согласиться. Действительно нет врага, равного болезни, нет друга, равного здоровью. Кому нужен больной отличник, впоследствии - работник с огромным багажом знаний, но обивающий пороги больниц, который не в состоянии применять свои знания во благо людей?

Здоровье – бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить. В школе большую помощь в этом могут оказать именно учителя физкультуры.

Физическое воспитание – это не только один из предметов учебного плана, это особая дисциплина, потому, что ее средства (физические упражнения) одновременно воздействуют и на тело, и на мышление, и на сознание человека. А вся учебная работа должна находить свое продолжение во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей. Кто же спорит с тем, что если у детей будет возможность у себя в школе дополнительно заниматься физической культурой и спортом, да еще любимым, да еще бесплатно, то они и здоровее будут и физически станут более развиты.

Известно, что ФК и спорт решают разные задачи. Нужен ли детский спорт? Конечно! Нужны соревнования, победы, медали. Это хорошая пропаганда и агитация для вовлечения в мир движения и здоровья! Нужны чемпионы, кумиры, чтобы было на кого равняться и с кого брать пример.

Учащихся, особенно младшего и среднего возраста, только простыми речами о ЗОЖ и призывами заниматься физическими упражнениями ради здоровья, не убедить. Поэтому важно проводить больше внеклассных мероприятий, в том числе игровой направленности, где царит дух соперничества, сопереживания, взаимовыручки, дружбы. И уже во взрослой жизни приятные воспоминания, эмоции, пережитые в детстве, будут вновь их тянуть в спортзал.

С чего начинать пропаганду занятий ФК и С в младших классах? С массовых соревнований. Привлекая дошкольников и младших школьников к занятиям ФК, чаще использовать игры. И первые слова, которые ребенок сможет прочитать самостоятельно на рекламных щитах, должны быть о красоте спорта, о пользе занятий ФК, а не пива: не «Загляни под крышку – найдешь миллион», а «Выходи во двор, бегай и играй – будешь здоров!»

Наличие хороших площадок, когда на этих площадках рядом с ними будут умеющие и заботливые педагоги и организаторы. И, конечно, позиция молодых родителей, которые могут с ребенком дошкольником и в мяч поиграть, и на лыжи встать, и на стадионе побегать. Ответственность за выработку этой позиции лежит и на школах.

В ОУ 50% детей участвуют в концертах, где танцуют, поют, выпускают газеты. Для организации данных мероприятий есть зам. директора по воспитательной работе, вожатый, классный руководитель. Вторая половина детей желает играть, бегать, соревноваться. А вот для удовлетворения интересов этих детей есть только учитель ФК.

В выступлении зам.начальника Управления Росспорта прозвучало: среди 10тыс.учителей. получивших грант в нацпроекте «Образование» было 298 преподавателей ФК (3%). И причина, в первую очередь, в отношении и к ним, и к самому учебному предмету в школах и в системе образования в целом. Тогда как затраты (и духовные, и физические, и финансовые) учителя ФК несоизмеримы с затратами их коллег.

Учитель ФК находится в постоянной зоне риска: даст слишком слабую нагрузку – не будет никакого эффекта от знаний, слишком высокую – может случиться непоправимое.

Учитель ФК затрачивает на каждый урок огромное количество физических сил: он должен находиться в прекрасной физической форме, чтобы 5-6 уроков подряд провести на лыжах, что составляет около 20 км. Работа по физическому воспитанию в школе идет по двум направлениям. Это уроки ФК и внеклассная работа. Как правило, в подавляющем большинстве во внеклассных во внеклассных мероприятиях участвуют дети здоровые, шумливые, озорные, неугомонные. И почему-то всегда, когда речь заходит о ФК в школе,

учителя и, особенно, директор школы, демонстрируют гостям добытые в соревнованиях грамоты и кубки. И никогда еще не сказал: «У нас в школе почти нет детей специальной группы, а количество учеников подготовительной группы сократилось по сравнению с предыдущим годом в 2-3 раза». Все прекрасно знают, что успех школьной ФК во многом зависит от связки: управление образования - директор школы – учитель ФК. И, если где-то рвется цепочка, кто-то кого-то не уважает или недопонимает, страдают дети!

Кубки и грамоты для школ, в основном, завоевывают дети, которые в секциях, клубах. ДЮСШ г.Троицка. И хотелось, чтобы Управление образования и директора школ предоставляли больше времени в спортивных залах для проведения тренировочных занятий специалистами дополнительного образования. Нам не надо делить детей на наших и чужих. Они все наши!

Победы - это великолепно, но главное на сегодняшний день – сделать так, чтобы все дети выросли здоровыми, чтобы все хотели и умели заниматься ФК.

Уже давно учеными выделен ген, отвечающий за желание заниматься физической работой. Чем больше тренируешься (двигаешься), тем больше хочется это делать и стоит только по каким-либо причинам прекратить заниматься ФК, как автоматически пропадает желание заниматься спортом.

А причин бросить заниматься, а еще хуже, не начать, к сожалению, достаточно.

Главным критерием плохой или хорошей работы учителя давно стала не учебная работа, а занятое школой место в различных соревнованиях. Это привело к тому, что учителя стали готовить сборные команды по различным видам спорта, в ущерб качественным урокам. А, как правило, в этих соревнованиях участвуют от силы 50-60 учеников от всей школы.

Организация и проведение школьного (1-го) этапа любых детских соревнований самая трудная, т.к. данный этап самый массовый. Он должен проводиться не за счет энтузиазма учителей и тренеров, т.к. неоплачиваемая работа всегда будет незначимой, и зависеть от энтузиастов.

В школах нашего города 1-й этап – школьные массовые соревнования, практически не существует. А если существует, то не может называться массовым. Для этого нужны дополнительные инициативные руки.

Из личного опыта могу сказать, что большая работа по проведению Дней здоровья, спортивных праздников, туристических походов, массы различных соревнований, традиционных турниров выпускников при огромной поддержке директора школы Азаровой И.В. и коллектива единомышленников и через 14лет дала положительный результат. Большая группа выпускников (средний возраст 28 лет) вернулась к любимому виду занятий – туризму, совершив 7-ми дневный поход по Кавказу, при этом в составе группы был 8-летний сын одного из выпускников. Вот она – мотивация, порождающая и преемственность.

С благодарностью эти ребята вспоминали времена, когда туризму придавалось огромное обучающее и воспитывающее значение. Этот интерес был сформирован и заложен детям в возрасте с 10 до 16 лет. Оказалось заложен прочно и не напрасно. А случаев вандализма не отмечалось, детям некогда было мстить за скучное время препровождение.

Если мы действительно хотим сделать занятия ФК и С нормой жизни общества независимо от того идет речь о школах или дворах, надо вовлекать! Интерес и массовость будут расти, по мере того, как будет повышать мотивация и желание здорового и активного образа жизни.

Для успешного привлечения детей к регулярным спортивно-оздоровительным занятиям, обязательным условием является наличие хорошего оборудования, залов и стадионов, соответсвующих нормам безопасности и, конечно, профессионалов (и со спортивной и с педагогической точки зрения). В городе построено и реставрировано большое количество спортивных и дворовых площадок.

Из шести ОУ г.Троицка только три учреждения имеют спортивные площадки с гимнастическими городками, для игры в баскетбол, волейбол, футбол. Два учреждения

имеют круговые беговые дорожки. Ни в одном нет секторов для метания и полосы препятствий.

В некоторых школах в спортзале одновременно занимаются 2 класса. В Дюсш-2 всего 2 зала на 680 учащихся и нет ни одной площадки для занятий на воздухе.

Оборудование лыжных баз в ОУ вполне выполнимая задача (пример - «Гимназия им.Пушкова»), решающая одновременно проблему посещения учениками уроков лыжной подготовки, помощь с инвентарем малообспеченным детям, поддержания и сохранения интереса к занятиям по лыжной подготовке.

Необходимо разработать программы по различным направлениям досуговой деятельности по ФКиС. Создавать профильные спортивные классы и этим способствовать самоопределению учащихся, сознательному выбору профессии учителя ФК, тренера по видам спорта и поступлению в физкультурные учебные заведения. Обновить гимнастическое оборудование, приобрести туристическое снаряжение. Тренерские комнаты должны быть чистыми и светлыми, не загроможденными и без запаха табака.

В федеральной целевой программе сказано, что учителей ФК должно повышаться.

Отрадно отметить, что воспитанники ДЮСШ-2 регулярно поступают в профильные ВУЗЫ.

К сожалению, у нас в городе не придается большого значения профессиональному празднику «День физкультурника». А в городе много ветеранов спорта, чемпионов и просто любителей. В соседних территориях этот день стал настоящим праздником. Помимо зрелищных выступлений, прошли соревнования для всех желающих: старты семей, перетягивание каната, л/атлетика, волейбол, стритбол и многое другое.

Без хорошо продуманной подготовки мероприятий, зрелищности, наглядности, массовости мы не привлечем молодежь к ФК и не подготовим смену из достойных приемников.

Но в нашем городе сложилась добрая традиция по проведению Спартакиады учащихся.

Для этого Администрация города выделяет финансовые средства. В Спартакиаде ежегодно принимают участие более 1100 чел. в 3-х возрастных группах. Команды – победители по итогам года награждены кубками, дипломами и денежными сертификатами.

Хорошо бы проводить Спартакиаду учителей.

Но главное для нас – здоровье наших детей. А победы придут сами собой.

Как говориться, где массовость, там и мастерство!

СОБЫТИЯ