Доклад Проходы В.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА - 2»

 

 Тема:

«Особенности деятельности детского тренера ДЮСШ»

Методические рекомендации

                                                   Исполнитель: В.В. Прохода директор ДЮСШ-2

 

 

МОСКВА

Троицк

2016 г.

 «Спорт учит честно выигрывать, достойно проигрывать, личностью учит расти»

 Особенности деятельности детского тренера ДЮСШ

Главная особенность тренеров ДЮСШ заключается в педагогическом характере. Тренер должен не только обучать и развивать юных спортсменов для достижения ими спортивных результатов, но и воспитывать их, формировать гармоническую личность. Большинство тренеров решают только задачу повышения спортивных достижений.

Это относится скорее к тренерам-мужчинам, которые лучше осуществляют образовательную и сорев­новательную (подготовку к соревнованиям) работу. Тренеры-женщины имеют определенное преимущество перед тренерами-мужчинами в воспитательной и оздоровительной работе

Тренеры ДЮСШ должны начинать с автори­тарного руководства, т.к. на первых порах они имеют дело с группами, не способными к самостоятельному выполнению стоящих перед ними задач. Когда же ученики освоят и примут эту модель руководства, овладеют опре­деленным набором умений, будут многое знать, тренеру можно перейти к более демократическому руководству (насколько это позволяют его психологи­ческие особенности личности). Он может перелагать на спортсменов ответствен­ность за принятие некоторых решений (сначала спортсмен будет решать, когда начать тренировку, если она индивидуальная, сколько времени ему следует тре­нироваться, затем можно предложить спортсмену составить индивидуальный план занятий). Это способствует формированию навыков самопознания.

При работе с детьми и подростками тренеру важно учитывать возрастные осо­бенности мотивационной сферы своих учеников: дети и подростки часто меняют вид спортивных занятий или стремятся зани­маться несколькими видами сразу.

Для мальчиков характерны высокий уровень притязаний и преобладание ори­ентации на успех. У девочек более выражены познавательные и эмоциональные (получение удовольствия) мотивы и ориентация на овладение знаниями и уме­ниями.

Мотивация спортивных занятий детей отличается непосредственностью.

Известный советский футболист С. Ольшанский сказал: «В юности никто не приходит в футбол ради благ, напро­тив, приходят с благими намерениями».

Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на про­цесс достижения: подросток может очень живо, в деталях, представлять себя чем­пионом, купающимся в лучах славы, не задумываясь, что для этого нужно сде­лать. Эта мечтательность детей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления подростками вы­сокой активности при занятиях спортом. Задача педагога - превратить созерцательную мечту ребенка в активную.

 Тренер должен учить детей видеть в человеке не только положительное или отрицательное. Если группа ориентиру­ется на подростка, выступающего в роли отрица­тельного лидера, нужно раскрыть его недостатки. А, чтобы ввести в груп­повое общение отвергаемого группой ученика, нужно подчеркнуть его достоинст­ва. Более склонными к анализу оказываются неблагополучные подростки, поэтому они могут более критически оценивать положение дел в груп­пе и вследствие этого более болезненно воспринимать несправедливое к себе от­ношение.

Взаимоотношения между людьми строятся не только на деловой, но и на эмоциональной основе. Тренер может, не замечая того, чаще подхо­дить к ведущему или перспективному спортсмену и реже — к остальным. Дети это быстро замечают и делают вывод о необъективности тренера.

Не все тренеры могут работать с детьми. Возможно, что тренер, не имеющий способностей к этому, будет успешно работать со взрослыми спортсменами.

Значению роли тренера в процессе воспитания юных спортсменов уделяется особое внимание.  Главная задача в работе тренера должна отводиться нравственному воспитанию спортсменов. Именно личность тренера, по их мнению, определяет развитие личности спортсмена. Подтверждением важной роли тренера служат документальные материалы ведущих спортсменов, тренеров, спортивных журналистов, указывая на то, что роль тренера в воспитании личности спортсмена чрезвычайно велика.

  «Мы теперь слишком часто читаем о спортсменах, нарушающих не только законы чести, но и правопорядок. Не плод ли это, той безумной и в итоге безнравственной муштры? Ведь воздействие тренера на подрастающего человека более сильное, более проникновенное, чем воздействие педагогов других сфер, ибо в спортзале степень откровения между тренером и учеником совсем не та, что в   аудиториях».

«Именно потому, что детский тренер зачастую ближе к ребенку, чем школьный учитель, и требования к нему должны быть выше. Ведь спорт наш все время молодеет, становится в самом деле большим детским спортом». О воспитательном воздействии личности тренера на его учеников  выдающиеся спортсмены высказываются о своих первых наставниках: «Отдавая дань уважения первым тренерам, спортсмены главные их достоинства видят в большей степени в воспитании у них моральных качеств, нежели спортивно-технических. Навык привить легче, чем человеком сделать».

 О выдающихся тренерах написано много статей, которые объединены одной мыслью: личность тренера формирует личность спортсмена. Об этом говорят и сами тренеры: «Мы, тренеры, наделены огромными полномочиями. С помощью нашей бескомпромиссной требовательности, нашей непременной доброты ребенок должен учиться строить себя как личность... Таково предназначение нашей профессии».

 В то же время наряду с успехами по воспитательной работе в среде спортсменов указывается на значительные просчеты тренеров именно в этой области.

Например, к процессу воспитания многие тренеры подходят формально, они не ставят перед собой задачи донести до сознания воспитанника мысль о самовоспитании, о серьезном отношении к учебе. Когда тренер перед тем или иным подростком с первых занятий ставит целью достижение высоких личных результатов, что стимулирует работоспособность спортсмена, заставляет безоговорочно выполнять самые жесткие тренировочные требования, но это в дальнейшем приводит к тому, что ученик становится фанатиком, живущим вне интересов коллектива, так как занятия спортом становятся для подростка лишь средством удовлетворения собственных быстрорастущих потребностей. «Он становится эгоистом, что мешает формированию дружного сплоченного коллектива, достижению общих высоких спортивных результатов».

От тренера зависит правильная постановка перспективы развития спортивного коллектива, а цель должна быть общезначимой для всех, именно она может сплотить коллектив, что и будет определять воспитательный эффект в спорте.

Тренер может быть носителем добра и зла. Трудно четко  определить грань между нравственностью и безнравственностью тренера. Даже если тренер дисциплинирован, вежлив, образован, у него все планы и обязательства выполнены, но он не педагог, он ищет в спорте лишь частную выгоду и его единственная цель – вылепить из несмышленыша чемпиона, а не человека, при этом любыми средствами, и дети у него не живут спортом, не творят, а работают, как роботы. Не исключено, что наиболее способные из них действительно станут чемпионами, но в душе своей так и не поймут величия спорта, не откроют его прелесть и истинные ценности, и в чемпионстве своем, как и тренер, будут искать лишь выгоду и славу. Пусть не все. Пусть даже один – это уже нравственное преступление перед человеком и перед обществом.

Об ответственности тренера за воспитание спортсменов пишет олимпийская чемпионка Е. Вайцеховская: «Мы привыкли награждать чемпионов эпитетом “выдающийся”. Но талант, даже стоящий на верхней ступени пьедестала, увы, далеко не всегда личность. Бывает, это становится понятным лишь тогда, когда карьера завершается, а спортсмен оказывается на пороге иной, неспортивной жизни, где на былых заслугах далеко не уедешь. Виню в этом прежде всего тренеров. Знаю, как трудно в тринадцать лет предвидеть, что произойдет лет через пять. Чрезмерная тренерская опека, подчинение всех интересов и устремлений одному – спорту – порой приводят к тому, что ребята так и не становятся личностями. Смотрю на иных атлетов с богатырскими бицепцами и с тревогой замечаю: вялы они, безынициативны, инфантильны. Уверены, что им все позволено, все простится. Думают только о себе и с невероятной легкостью предают интересы родного клуба, тренера».

Авторитет тренера для спортсменов велик. «Мировоззрение тренера, его отношение к жизни, к спорту, даже просто слово очень часто становятся основным жизненным критерием, через который ученик смотрит на мир».

Несмотря на значимость воспитательной работы, «пока еще оценка тренера, его “лицо” в основном определяются не совокупностью проделанной работы, а по успехам одного-двух спортсменов». А это приводит к тому, что «в содружестве ученика и тренера, помимо чисто спортивных и человеческих отношений, могут примешиваться конъюнктурные соображения... Если конъюнктурные соображения берут вверх, то тренеру приходится приспосабливаться, потакать прихотям ученика, не замечать грубости. И все из-за боязни потерять “звезду”».

Анализ роли тренера в воздействии на личность спортсмена показал, что в силу специфики спортивной деятельности тренеру отводится ведущая роль в этом процессе. Именно на тренера возлагается ответственность за становление гармоничной личности спортсмена. Одновременно этот анализ позволяет выделить два типа тренеров: тренеров, решающих в процессе своей деятельности как профессиональные, так и воспитательные задачи (профессионально-педагогическая установка), и тренеров, нацеленных в своей работе только на достижение спортивного результата (узкоспортивная установка).

 «Ведущими мотивами в деятельности тренера являются: мотив достижения цели – 74 %, мотив укрепления здоровья спортсмена – 3,2 %, создание положительного психоэмоционального состояния спортсмена – 21,3 %.

А самовоспитание спортсмена – в основном за границей професс-й деятельности тренера».

 Главным фактором противоречивого воздействия спорта на личность юного спортсмена выступает не спортивная деятельность сама по себе, а тренер с его личностными установками:

а) установка тренера только на спортивный результат будет оказывать негативное влияние на формирование личности юного спортсмена;

б) профессионально-педагогическая установка в деятельности тренера оказывает положительное влияние на становление личности юного спортсмена.

Так, 83 % от числа опрошенных юных спортсменов считают, что оценка, даваемая тренером, очень важна для них; причем для 81 % слово тренера – закон; 76 % уверены, что тренер знает их сильные и слабые стороны; для 73 % чрезвычайно важно внимание со стороны тренера.

Спортсмены оценивают профессиональные, личностные качества, а также стиль поведения тренера. При этом оценка его профессиональных качеств отражает особенности складывающихся деловых отношений между тренером и спортсменом, оценка личностных качеств отражает наличие или отсутствие эмоциональных контактов между ними, как спортсмен относится к требованиям тренера, принимает или нет его стиль поведения. 44 % спортсменов высоко оценивают профессиональные качества тренера, а низкие оценки составили лишь 32 %. В то же время по эмоциональному компоненту, указывающему на личностный контакт между спортсменом и тренером, высокие оценки отмечены только в 26 % случаев, а низкие – в 46 %. В свою очередь, стиль поведения тренера принимают 39 % юных спортсменов и 28 % его отрицают.

Ответы юных спортсменов показывают причины отрицательных моментов во взаимоотношениях между тренером и спортсменами: наибольшее неудовлетворение в общении с тренером вызвано отсутствием его внимания к ним (54 %) и недостаточным учетом их индивидуальных особенностей (52 %). В личном общении, по их мнению, тренер не проявляет чуткости (57 %) и не учитывает их состояние (51 %).  Юные спортсмены подтверждают высокую значимость эмоционально-личностных контактов с тренером. В то же время результаты исследования показывают, что тренеры в своей деятельности в большей степени ориентированы на деловые взаимоотношения. Именно поэтому 69 % юных спортсменов указывают на то, что с тренером у них чисто деловые отношения. А низкий эмоциональный контакт в общении не может не снижать авторитета тренера.  Только 43 % юных спортсменов хотели бы походить на своего тренера, а для 57% опрошенных он не является примером.

                                                                                                                        ДА       НЕТ

Я не стану делиться с тренером своими мыслями –                                  70         30

Тренер плохо чувствует мое настроение                  -                                  51         49

Тренеру не хватает чуткости по отношению к людям -                             57         43

Тренер уделяет мне мало внимания                                        -                     54         46

Тренер не учитывает моих индивидуальных особенностей 52         48

Тренер наказывает за малейший проступок                                                 41         59

Мои отношения с тренером чисто деловые                                                  69         31

Я хотел бы походить на своего тренера                                                           43        57

Таким образом, межличностные взаимоотношения между тренерами и спортсменами складываются достаточно противоречиво: если в сфере деловых отношений большинство спортсменов удовлетворены профессиональными качествами тренера, то в сфере личностных контактов преобладает неудовлетворенность, которая связана с отсутствием доброжелательности, чуткости и внимания со стороны тренера к спортсменам.

Положительные взаимоотношения между тренером и спортсменами способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы в группе, конфликтные, в свою очередь, не могут не оказывать отрицательного влияния на общение юных спортсменов. Если тренер в своем общении со спортсменами не ограничивается рамками чисто деловых отношений с ними и ориентирован в своей деятельности не только на функциональную, техническую и тактическую подготовку спортсмена, а также уделяет достаточное внимание процессу формирования благоприятного психологического климата в коллективе, то в этом случае юные спортсмены достаточно высоко оценивают личностные качества тренера, его авторитет при этом значительно возрастает. Кандидат в мастера спорта Наташа Н. считает, что для ее тренера главное то, «какими мы будем людьми, а наши спортивные результаты не влияют на наши отношения с ним». «Тренер старается делать для нас все, помогает в трудные минуты»,  «У нас в команде тренера все уважают, благодаря ему, я добился успехов в спорте, многое узнал и увидел»,  «Мне не всегда удается тренироваться в полную силу, так как у меня часто бывают конфликты с тренером»,  «Когда у тренера хорошее настроение, тренировка проходит хорошо, а если у него нет настроения, он нас замучает своими придирками», «С тренером отношения не очень хорошие, ему трудно угодить. Он все время недоволен и почти на каждой тренировке доводит до слез», «А разве бывают добрые тренеры? По-моему, они все жестокие». Группа девочек (плавание, кандидаты в мастера спорта, 8-й кл.): «Тренер для меня не авторитет, потому что ему я никогда не могу сказать, что мне плохо или что дома что-то случилось, он нас слушать не хочет». В этих высказываниях юных спортсменов отражаются конфликты между спортсменами и тренером именно в сфере эмоционально-личностного общения, которые возникают только тогда, когда со стороны тренера отсутствует личностный подход к воспитанникам. Такой деловой (формальный) подход со стороны тренера в общении с подопечными может быть объяснен только его узкопрофессиональной направленностью, когда тренер в своей деятельности ограничивается одной целью: подготовкой спортсменов высокого класса. При этом формирование адекватных межличностных отношений со спортсменами, создание благоприятного социально-психологического климата в спортивной группе выходит за рамки профессиональных интересов этой категории тренеров, вследствие чего возникает низкий эмоционально-личностный контакт во взаимоотношениях с тренером, неудовлетворенность психологическим климатом в группе со стороны спортсменов.

 Профессионализация современного спорта, затронувшая детский спорт, с самого раннего возраста, привела к тому, что спортивные результаты становятся основными критериями оценки деятельности как тренера, так и спортсмена. Основная цель спортивной деятельности – достижение максимального спортивного результата – неизбежно приводит к тому, что в деятельности тренера совершенно естественно становится доминирующей установка на высокий спортивный результат, при этом воспитательная функция спорта утрачивает свое значение. Большое количество тренеров с узкоспортивной направленностью ориентировано на максимальный спортивный результат в своей работе. В то же время установка на спортивный результат в деятельности тренера не всегда оправдана как с социальной, так и с нравственной точки зрения. Имеется достаточно большое количество фактов асоциального поведения спортсменов высокого класса, деформации личности спортсмена.

Наличие в спорте другой категории тренеров, а именно тренеров с педагогической установкой в своей работе, ставящих во главу своей деятельности наряду с задачей достижения высокого спортивного результата задачу воспитания гармоничной личности спортсмена. При этом педагог как организатор деятельности и руководитель коллектива выступает главным фактором, определяющим и контролирующим процесс социализации и индивидуализации личности подростка. Особенно эта роль возрастает в юношеском спорте, так как в силу специфики спортивной деятельности тренер имеет значительно большую значимость для юных спортсменов, чем другие взрослые.

Выявление различных установок в деятельности тренеров позволило предположить, что неоднозначность воздействия спорта на личность.

 Так, по мнению тренера высокой квалификации Т-ко: «Тренер обязан только тренировать спортсменов, а не заниматься их воспитанием. Если спортсмен хочет добиться чего-либо в спорте, он пробьет себе дорогу». Эту точку зрения можно признать типичной для тренеров с узкоспортивной направленностью, как и ту, согласно которой все спортсмены априори зачисляются в разряд «лентяев», изнеженных родителями, а поэтому необходимы самые строгие методы наказания и жесткая дисциплина в работе с ними. Данная категория тренеров строит свои взаимоотношения со спортсменами по принципу профессионального спорта, так как они считают, что раз подростки выбрали спортивную деятельность, то должны относиться к тренировкам профессионально и прежде всего выполнять все требования тренера. Следование таким принципам приводит к тому, что личность юного спортсмена уходит из поля зрения тренера, а остается только спортсмен, который должен выполнять определенную тренировочную нагрузку. Поэтому, оценивая свои взаимоотношения с тренером, юные спортсмены говорят: «Тренер … работает по настроению, когда плохое, начинает на нас кричать» и т.д.

Особенность юношеского спорта заключается в том, что спортсмены в большинстве случаев не могут перейти тренироваться в другую команду, к другому тренеру, поэтому на протяжении 2–3 и более лет они занимаются под руководством одного наставника, даже если отношения с ним резко негативные.

 Внимание к спортсменам, положительное и заинтересованное отношение к ним со стороны тренера ведут к тому, что и его профессиональные качества оцениваются юными спортсменами достаточно высоко, он становится для них наиболее значимым авторитетом. При узкоспортивной направленности отношения отличаются конфликтностью, низкими эмоционально-личностными контактами, вследствие чего снижается и оценка профессиональных качеств тренера; при профессионально-педагогической направленности, наоборот, наблюдаются положительные тенденции во взаимоотношениях по всем компонентам общения.

СОБЫТИЯ

18.02.2021

Контрольные соревнования по плаванию

17 и 18 февраля 2021 г. в бассейне проходили контрольные соревнования отделения плавания МАУ ДО ДЮСШ-2.

09.02.2021

Отбор на Первенство России по борьбе самбо

В г. Новороссийске

08.02.2021

Мини-футбол. Первенство г. Москвы среди ДЮСШ.

На прошедшей неделе стартовал чемпионат Москвы по мини-футболу среди детско-юношеских команд.