Доклад тренера Ветрова А.В.

«Как добиться успеха»

Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик.
Роль ситуации успеха в учебной деятельности
В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.
Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны педагога. По результатам опросов, дети у таких педагогов ведут себя так, как будто урок принадлежит только им, а не целому классу. Как же достичь такого успеха? Иногда это – «Искра Божья», чаще всего – мастерство, доведенное до искусства.
Психолого-педагогический механизм ситуации успеха.
Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха»
Ситуация – это объединение условий, которые создают успех.
Успех –результат воздействия этой ситуации.
Именно учитель может создать ситуацию. Следует иметь ввиду: 
• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка,
• может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,
• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,
• появляется желание достичь лучших результатов,
• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
На первый взгляд кажется, что учитель, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного - мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях и у него доминирует мотив «избегание неудач». Почему же возникает такой парадокс?
Во- первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.
Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха.
В- третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими.
В – четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (сдать реферат).
Снижая значимость успеха (в сравнении: музыка – 12 б и литература – 6 б.), взрослые воздействуют отрицательно на формирования отношения к предметам, а значит и на отношение к учебному процессу. Поэтому важно знать особенности индивидуальные каждого ребенка в классе, где вы преподаете. Ребят нужно подбадривать, если желаемый результат недостижим от природы или физического состояния и умственного развития ребенка. Для этого есть комментирование результата деятельности этого ребенка( отметить лучшее).
Цепочка действий для создания ситуации успеха:
• установка на деятельность (эмоционал-я подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап,
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,
• сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.
Создание ситуации успеха на мотивационном уровне.
Исследования психологов показали, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Нам всем известен тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.
Может возникнуть ситуация неадекватная вашей установке, например: кто-то уже выполнял подобное и может быстро справиться с работой, а кто-то с трудом разбирается с поставленной задачей. В таком случае идет негативный настрой от непонимания и нежелания преодолевать трудности, то есть в конечном результате ребенок ждет уже известный отрицательный результат. Согласитесь, учителю удобно работать с теми, кто справится с заданием быстрее и качественнее. Тогда возникает вопрос: а что делать с другими? Совет прост: следует учитывать эмоциональный настрой, нарисовать перспективу успешного выполнения, связать с тем примером, который бы свидетельствовал об успешном выполнении заданий в прошлые разы. Иногда нужно нейтрализовать неудачу и нежелание учащегося, даже воспоминания о них, а затем создать перспективу для новых поисков условия выполнения поставленной задачи. Можно подчеркнуть значимость усилий ученика, дать дополнительные задания индивидуальной работы по этой теме. После консультаций найти возможность похвалить ученика и усложнить задание.
Учитель может предложить разные мотивы достижения:
• желание решать самостоятельно интересные задачи,
• завоевать авторитет у своих товарищей,
• стать лидером,
• рассматривать свою деятельность с точки зрения ее полезности для себя в будущем и полезности другим людям,
• установить новые контакты с теми, кто с легкостью решает подобные задачи.
На этапе мотивации учебной деятельности учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организовывает ситуации с целью актуализации или нейтрализации эмоций для дальнейшей деятельности. Именно этот этап называют психологическим. Здесь полезным будет использование психолого-педагогических приемов:
1. Эффект Розенталя или эффект навеевания: Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся. Если педагог будет убеждать ученика и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет.
2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость учителя для доверия и сопричастности к успеху.
3. Прием «Анонсирование» - репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности. Это дополнительные задания (по аналогии) для класса и индивидуальные для отдельных учащихся. Желательно оглашать заранее вопросы для самостоятельной работы и называть фамилии учащихся, которых учитель хочет опросить по теме, отдельных параграфам. Можно провести пробную контрольную работу.
4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги:
• Психологическая атака;
• Эмоциональное блокирование;
• Выбор главного направления;
• Выбор равных возможностей;
• Неожиданное сравнение;
• Стабилизация.
Этот прием заключается в том, чтобы учитель блокирован допущения о неудаче в одной отрасли деятельности ученика, отвлекалось его внимание от очередного неуспеха, учитель обязан найти тот вид деятельности, который ученику по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.
Создание ситуации успеха на организационном этапе.
Задача учителя – заинтересовать познавательным процессом учащегося.
На этом этапе многие дети переживают психологический стресс, отражается он во внутреннем конфликте: ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ НУЖНО, НО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ. Тут особенно важна помощь учителя – правильно включиться в работу, преодолеть страх или утомление, стимулировать деятельность. У детей, которые требуют организационного контроля, учитель обязан контролировать начало и завершение работы, интеллектуально и эмоционально поддерживая ребенка.
Ученикам, требующим помощи в процессе выполнения работы, необходимо одобрение отдельных элементов процесса, их поэтапное выполнение только стимулируется.
Ученикам, которые самостоятельно прекрасно справляются с работой нужно обеспечить право выбора задания повышенной сложности.
Конкретные обстоятельства обусловят выбор тех или иных приемов для создания ситуации успеха. К ним могут относиться и такие приемы, как:
• Эмоциональное снятие напряжения, 
• Смена видов деятельности, 
• «скорая помощь»,
• Подсказка,
• Помощь зала,
• Подглядывание в учебник (на счет учителя)
Виды ситуации успеха. Методика их реализации
1. Прием «Даю шанс» Заранее подготовленная ситуация, в которой ученик неожиданно для себя может открыть свои возможности.
2. Прием «Следуй за нами» Диагностика интеллектуального фона коллектива, выбор спонсора знаний, фиксация результатов и его оценка.
3. Прием «Эмоциональный всплеск» Полезен тем ученикам, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача учителя – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки.
4. Прием «Навеивание» Прием построен на точном расчете – выбор источника интеллектуального возбуждения:
Реализованная или неожиданная радость ученика; поддержка педагога; создание ситуации соревновательности; новые стимулы для саморазвития каждого.
5. Прием «Эарика» Прием создания условий, при которых ученик, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности, неизвестные ему до этого. Задача учителя – увидеть это, поддержать ученика и поставить перед ним новую цель, оговорив алгоритм действий с учащимся для достижений успеха. Скрытно.
6. Прием «Специальная ошибка» Использовать с учетом возраста и личностных характеристик ребенка. Обязательно использовать знакомый или ранее изученный материал.
Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидьте их, развивайте – это главное дело педагога!

*****

Доклад тренера-преподавателя Ветрова А.В

Технико-техническая подготовка кик-боксеров на этапе начальной спортивной специализации

Достижение успехов в спорте в значительной степени зависит от рациональной спортивно-технической и тактической подготовки спортсмена. Под совершенной техникой понимают совокупность эффективных способов выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата. Необходимо различать два значения этого термина: во-первых – модель соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически; во-вторых – реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, характеризующийся той или иной степенью эффективности использования спортсменом собственных возможностей для достижения спортивного результата.

Применительно к кик-боксингу технику трактуют как комплекс специальных приемов необходимых кик-боксеру для успешного ведения боя.

Различные точки зрения позволяют понимать под техникой интегральный показатель двигательной подготовленности спортсмена, приводящий к наилучшему результату.

Под тактикой в спорте обычно подразумевают форму объединения всей совокупности технических действий в процессе достижения соревновательной цели. По отношению к кик-боксингу, тактика может рассматриваться как линия ведения боя, или иначе – характер и формы использования технического арсенала спортсмена; совокупность форм и способов борьбы за победу в соревнованиях, зависящие от уровня технической и функциональной подготовленности спортсмена, силы и подвижности нервных процессов, памяти, мышления и т.д.

Представленные определения позволяют говорить о теснейшей взаимосвязи технической и тактической подготовки спортсмена, которые можно разделять лишь условно.

В теории спорта под технической подготовкой принято понимать обучение спортсмена технике действий, выполняемых в состязании или служащих средством тренировки, доведение ее до необходимой степени совершенства. Ее центральная задача – обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях.

Все это предполагает поэтапное решение следующих задач: познание основ спортивной техники; моделирование ее индивидуализированных форм; последующее приобретение или обновление форм техники и соответствие с возрастающими возможностями спортсмена; создание принципиально новых вариантов спортивной техники и доведение их до возможно высокой степени совершенства. Все это составляет содержание специальной технической подготовки спортсмена. Общая техническая подготовка предусматривает создание, пополнение (или восстановление) фонда умений и навыков, являющихся предпосылками формирования техники избранного вида спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки формируемые в ней, входят обычно в преобразованном виде в состав образующихся спортивных навыков и содействуют их совершенствованию.

Тактическая подготовка предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, изучение данных о соперниках, практическое освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов, воспитание тактического мышления. Ее основная цель – наиболее эффективно использовать силы и возможности спортсменов для победы над противником. Важно, чтобы юный спортсмен овладел различными тактическими вариантами и умел ими пользоваться в разнообразных условиях соревнований.

Тактическую подготовку также подразделяют на общую и специальную. Специальная тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование тактики избранного вида спорта, общая же – содействует воспитанию тактического мышления, координационных и других важных в спорте способностей (освоение тактики смежных видов спорта).

Из определений технико-тактической подготовки можно выделить то, что успешность обучения спортсмена во многом будет зависеть от методики обеспечивающей преемственность как специальных, так и общих упражнений. Данная преемственность выражается в подборе технико-тактических средств и методик тренировки, позволяющих осуществлять положительный перенос двигательных умений и навыков, а также – расширять двигательный фонд спортсмена, который в свою очередь обеспечит его достаточным координационным ресурсом для освоения новых более сложных и эффективных специальных движений.

Каждый кик-боксер ведет бой в присущей ему индивидуальной манере, действуя излюбленными боевыми средствами. Эти привычные средства техники составляют комплекс боевых навыков, которыми, обучаясь, овладел спортсмен. В свою очередь, эффективность и быстрота освоения нового боевого движения будет определяться: во-первых, наличием у него фонда двигательных умений и навыков, во-вторых, наличием или отсутствием положительной связи между структурами двигательных умений и навыков уже освоенных и вновь изучаемых спортсменом движений и, в-третьих используемыми в тренировочном процессе средствами и методами технико-тактического обучения, позволяющими обеспечить выше указанную положительную связь, в виде положительного переноса двигательных умений и навыков, с приобретенных движений на вновь осваиваемые.

С помощью определенной системы обучения одни тренеры решают вопросы технической и тактической подготовки своих учеников, ограничивая арсенал небольшим количеством изучаемых приемов, другие – преследуют цель обучения через большое количество технических приемов.

В соревнованиях среди начинающих кик-боксеров чаще побеждает тот, кто отлично владеет небольшим комплексом навыков, чем тот, кто знаком с большим арсеналом боевых приемов, но освоенных не так прочно.

Вместе с тем начальная ограниченность в используемых приемах в последующем может снижать боевые возможности юного боксера и тормозить его дальнейшее спортивное совершенствование из-за сформированного ранее однообразия средств соревновательной борьбы. В результате же освоения разносторонней техники спортсмен сможет отобрать необходимый ему круг технических средств, в соответствии с индивидуальными особенностями.

В технико-тактической подготовке кик-боксера главное умение создавать, в напряженных боевых условиях выгодные ситуации и выбирать момент для точного проведения высокоавтоматизированного приема. Основа этого закладывается на этапах ранней специализации, т.е. базовой подготовки, являющейся ведущим и определяющим компонентом дальнейшего роста мастерства спортсмена.

Известно, что бой на ринге складывается из непрерывной смены двух основных тактических форм выполнения приемов: атаки и контратаки. Основой для всего комплекса технических средств являются атакующие действия, прежде всего потому, что именно они приносят победу на ринге. Следовательно, атакующую форму выполнения боевых приемов необходимо считать приоритетной в процессе технико-тактического обучения на раннем этапе специализации. Совершенствовать технико-тактические действия необходимо из различных исходных положений и в различных боевых ситуациях, характерных для кик-бокса, что позволит выработать достаточно полные надежные и вариативные двигательные навыки, обеспечивающие спортсменов необходимыми координационными ресурсами.

Оптимальный круг технико-тактических действий должен обеспечивать юных кик-боксеров арсеналом специальных умений и навыков, достаточных для участия в первых состязаниях, а также позволяющих продолжать беспрерывно, на протяжении всей спортивной жизни, эффективно совершенствоваться, овладевая новыми боевыми навыками.

В подготовке кик-боксеров есть проблема некоторой односторонности процесса обучения, выражающаяся в овладении юным кик-боксером боевыми действиями из одностороннего положения: боксеры – правши совершенствуют и изучают технико-тактические приемы и левосторонней стойке, а левши – в правосторонней стойке. Данная точка зрения не лишена оснований из-за наибольшей тактической целесообразности соревновательных поединков, которая свидетельствует о том, что бой ведется спортсменом в удобной для него стойке, а смена боевого положения на неудобное не всегда приводит к успеху.

Указанную односторонность не правомерно полностью переносить на учебно-тренировочную деятельность на ранних этапах подготовки, это может ограничивать возможность более полного развития координационных способностей, ввиду неизменно асимметричного положения их учебно-боевой стойки. Следовательно, недостаточно полно используемые координационные ресурсы ограничивают возможное «богатство», овладеваемых спортсменами, технико-тактических приемов, как в плане их технического качества, так и их объема. Что влечет за собой «скованность» юного спортсмена в напряженной соревновательной деятельности. Для этого необходимо обучать ударам и защитам, выполняемым в различных стойках обеими руками и ногами. Такую техническую ограниченность можно применять в определенных условиях, лишь в бою на дальней дистанции, но на средней и ближней дистанции при ведении встречного боя, для достижения успеха необходимо действовать руками и ногами в равной степени, т.е. воспитывать симметричные специализированные двигательные навыки.

Обучение с самого начала в одной стойке значительно ограничивает развитие его двигательных и технических качеств, а также возможность овладения разнообразной техникой и тактикой. Тренеру необходимо с самого начала обучения вырабатывать у юного спортсмена умение вести бой в обеих стойках, основываясь на высоких пластических свойствах нервно-мышечного аппарата. Обучение кик-боксеров новичков сразу в двух стойках с шагами в сторону ведет к симметричности, и они без труда смогут научиться одинаково, боксировать в обеих стойках, затем они могут овладеть умением боксировать во фронтальной стойке, из которой можно уходить в любую сторону, атаковать любой рукой и ногой из любых положений.

На начальных этапах обучения необходимо освоить базу – «школу» специальных умений и навыков в удобную сторону, после чего на стадии углубленной специализации осваиваются более сложные технико-тактические действия и расширяются варианты их возможного применения (в неудобную сторону и неудобной конечностью). Целесообразно вводить в тренировку кик-боксеров на раннем этапе специализации, обучение технико-тактическим приемам из двух стоек, после того, как они освоили типовую технику в удобной для них стойке. Это будет способствовать развитию специальных координационных способностей, овладению «гибкими» специальными двигательными навыками, расширению боевого арсенала и «сглаживанию» двигательной асимметрии, вместе с тем способствуя дальнейшему совершенствованию технико-тактических действий в удобную сторону. На наш взгляд если с первых же занятий кик-боксеры будут изучать боевые приемы в двух стойках, то они смогут в достаточной мере овладеть типовой техникой.

*****

 

СОБЫТИЯ

11.09.2018

08-09.09.2018г. XXII Всероссийский турнир по борьбе самбо

В городе Можайске состоялся XXII Всероссийский турнир по борьбе самбо.

29.05.2018

26.05.2018 Турнир памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионов

26.05.2018 в СК "Квант" прошел турнир посвященный памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионова.

29.05.2018

27 мая открытый турнир по кикбоксингу.

27 мая 2018 года МАУ ДО ДЮСШ-2 провела во ДС «Квант» Открытый турнир по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, посвященный Дню города. В соревнованиях приняло участие почти 80 спортсменов из Троицка, Москвы, Подольска, Чехова, Дедовска, Балашихи, Долгопрудного. Почетным гостем турнира был Президент федерации кикбоксинга России Вадим Владимирович Украинцев. От команды МАУ ДО ДЮСШ-2 Победителями стали : Абянли Марат, Федоров Антон, Тарасян Сергей, Автономов Николай. Призерами стали: Мамедова Сабина, Козлов Андрей, Татыров Николай, Гамзатов Амир.