Доклад тренера Ветрова А.В.

«Как добиться успеха»

Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик.
Роль ситуации успеха в учебной деятельности
В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.
Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны педагога. По результатам опросов, дети у таких педагогов ведут себя так, как будто урок принадлежит только им, а не целому классу. Как же достичь такого успеха? Иногда это – «Искра Божья», чаще всего – мастерство, доведенное до искусства.
Психолого-педагогический механизм ситуации успеха.
Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха»
Ситуация – это объединение условий, которые создают успех.
Успех –результат воздействия этой ситуации.
Именно учитель может создать ситуацию. Следует иметь ввиду: 
• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка,
• может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,
• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,
• появляется желание достичь лучших результатов,
• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
На первый взгляд кажется, что учитель, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного - мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях и у него доминирует мотив «избегание неудач». Почему же возникает такой парадокс?
Во- первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.
Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха.
В- третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими.
В – четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (сдать реферат).
Снижая значимость успеха (в сравнении: музыка – 12 б и литература – 6 б.), взрослые воздействуют отрицательно на формирования отношения к предметам, а значит и на отношение к учебному процессу. Поэтому важно знать особенности индивидуальные каждого ребенка в классе, где вы преподаете. Ребят нужно подбадривать, если желаемый результат недостижим от природы или физического состояния и умственного развития ребенка. Для этого есть комментирование результата деятельности этого ребенка( отметить лучшее).
Цепочка действий для создания ситуации успеха:
• установка на деятельность (эмоционал-я подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап,
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,
• сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.
Создание ситуации успеха на мотивационном уровне.
Исследования психологов показали, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Нам всем известен тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.
Может возникнуть ситуация неадекватная вашей установке, например: кто-то уже выполнял подобное и может быстро справиться с работой, а кто-то с трудом разбирается с поставленной задачей. В таком случае идет негативный настрой от непонимания и нежелания преодолевать трудности, то есть в конечном результате ребенок ждет уже известный отрицательный результат. Согласитесь, учителю удобно работать с теми, кто справится с заданием быстрее и качественнее. Тогда возникает вопрос: а что делать с другими? Совет прост: следует учитывать эмоциональный настрой, нарисовать перспективу успешного выполнения, связать с тем примером, который бы свидетельствовал об успешном выполнении заданий в прошлые разы. Иногда нужно нейтрализовать неудачу и нежелание учащегося, даже воспоминания о них, а затем создать перспективу для новых поисков условия выполнения поставленной задачи. Можно подчеркнуть значимость усилий ученика, дать дополнительные задания индивидуальной работы по этой теме. После консультаций найти возможность похвалить ученика и усложнить задание.
Учитель может предложить разные мотивы достижения:
• желание решать самостоятельно интересные задачи,
• завоевать авторитет у своих товарищей,
• стать лидером,
• рассматривать свою деятельность с точки зрения ее полезности для себя в будущем и полезности другим людям,
• установить новые контакты с теми, кто с легкостью решает подобные задачи.
На этапе мотивации учебной деятельности учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организовывает ситуации с целью актуализации или нейтрализации эмоций для дальнейшей деятельности. Именно этот этап называют психологическим. Здесь полезным будет использование психолого-педагогических приемов:
1. Эффект Розенталя или эффект навеевания: Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся. Если педагог будет убеждать ученика и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет.
2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость учителя для доверия и сопричастности к успеху.
3. Прием «Анонсирование» - репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности. Это дополнительные задания (по аналогии) для класса и индивидуальные для отдельных учащихся. Желательно оглашать заранее вопросы для самостоятельной работы и называть фамилии учащихся, которых учитель хочет опросить по теме, отдельных параграфам. Можно провести пробную контрольную работу.
4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги:
• Психологическая атака;
• Эмоциональное блокирование;
• Выбор главного направления;
• Выбор равных возможностей;
• Неожиданное сравнение;
• Стабилизация.
Этот прием заключается в том, чтобы учитель блокирован допущения о неудаче в одной отрасли деятельности ученика, отвлекалось его внимание от очередного неуспеха, учитель обязан найти тот вид деятельности, который ученику по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.
Создание ситуации успеха на организационном этапе.
Задача учителя – заинтересовать познавательным процессом учащегося.
На этом этапе многие дети переживают психологический стресс, отражается он во внутреннем конфликте: ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ НУЖНО, НО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ. Тут особенно важна помощь учителя – правильно включиться в работу, преодолеть страх или утомление, стимулировать деятельность. У детей, которые требуют организационного контроля, учитель обязан контролировать начало и завершение работы, интеллектуально и эмоционально поддерживая ребенка.
Ученикам, требующим помощи в процессе выполнения работы, необходимо одобрение отдельных элементов процесса, их поэтапное выполнение только стимулируется.
Ученикам, которые самостоятельно прекрасно справляются с работой нужно обеспечить право выбора задания повышенной сложности.
Конкретные обстоятельства обусловят выбор тех или иных приемов для создания ситуации успеха. К ним могут относиться и такие приемы, как:
• Эмоциональное снятие напряжения, 
• Смена видов деятельности, 
• «скорая помощь»,
• Подсказка,
• Помощь зала,
• Подглядывание в учебник (на счет учителя)
Виды ситуации успеха. Методика их реализации
1. Прием «Даю шанс» Заранее подготовленная ситуация, в которой ученик неожиданно для себя может открыть свои возможности.
2. Прием «Следуй за нами» Диагностика интеллектуального фона коллектива, выбор спонсора знаний, фиксация результатов и его оценка.
3. Прием «Эмоциональный всплеск» Полезен тем ученикам, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача учителя – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки.
4. Прием «Навеивание» Прием построен на точном расчете – выбор источника интеллектуального возбуждения:
Реализованная или неожиданная радость ученика; поддержка педагога; создание ситуации соревновательности; новые стимулы для саморазвития каждого.
5. Прием «Эарика» Прием создания условий, при которых ученик, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности, неизвестные ему до этого. Задача учителя – увидеть это, поддержать ученика и поставить перед ним новую цель, оговорив алгоритм действий с учащимся для достижений успеха. Скрытно.
6. Прием «Специальная ошибка» Использовать с учетом возраста и личностных характеристик ребенка. Обязательно использовать знакомый или ранее изученный материал.
Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидьте их, развивайте – это главное дело педагога!

*****

Доклад тренера-преподавателя Ветрова А.В

Технико-техническая подготовка кик-боксеров на этапе начальной спортивной специализации

Достижение успехов в спорте в значительной степени зависит от рациональной спортивно-технической и тактической подготовки спортсмена. Под совершенной техникой понимают совокупность эффективных способов выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата. Необходимо различать два значения этого термина: во-первых – модель соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически; во-вторых – реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, характеризующийся той или иной степенью эффективности использования спортсменом собственных возможностей для достижения спортивного результата.

Применительно к кик-боксингу технику трактуют как комплекс специальных приемов необходимых кик-боксеру для успешного ведения боя.

Различные точки зрения позволяют понимать под техникой интегральный показатель двигательной подготовленности спортсмена, приводящий к наилучшему результату.

Под тактикой в спорте обычно подразумевают форму объединения всей совокупности технических действий в процессе достижения соревновательной цели. По отношению к кик-боксингу, тактика может рассматриваться как линия ведения боя, или иначе – характер и формы использования технического арсенала спортсмена; совокупность форм и способов борьбы за победу в соревнованиях, зависящие от уровня технической и функциональной подготовленности спортсмена, силы и подвижности нервных процессов, памяти, мышления и т.д.

Представленные определения позволяют говорить о теснейшей взаимосвязи технической и тактической подготовки спортсмена, которые можно разделять лишь условно.

В теории спорта под технической подготовкой принято понимать обучение спортсмена технике действий, выполняемых в состязании или служащих средством тренировки, доведение ее до необходимой степени совершенства. Ее центральная задача – обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях.

Все это предполагает поэтапное решение следующих задач: познание основ спортивной техники; моделирование ее индивидуализированных форм; последующее приобретение или обновление форм техники и соответствие с возрастающими возможностями спортсмена; создание принципиально новых вариантов спортивной техники и доведение их до возможно высокой степени совершенства. Все это составляет содержание специальной технической подготовки спортсмена. Общая техническая подготовка предусматривает создание, пополнение (или восстановление) фонда умений и навыков, являющихся предпосылками формирования техники избранного вида спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки формируемые в ней, входят обычно в преобразованном виде в состав образующихся спортивных навыков и содействуют их совершенствованию.

Тактическая подготовка предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, изучение данных о соперниках, практическое освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов, воспитание тактического мышления. Ее основная цель – наиболее эффективно использовать силы и возможности спортсменов для победы над противником. Важно, чтобы юный спортсмен овладел различными тактическими вариантами и умел ими пользоваться в разнообразных условиях соревнований.

Тактическую подготовку также подразделяют на общую и специальную. Специальная тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование тактики избранного вида спорта, общая же – содействует воспитанию тактического мышления, координационных и других важных в спорте способностей (освоение тактики смежных видов спорта).

Из определений технико-тактической подготовки можно выделить то, что успешность обучения спортсмена во многом будет зависеть от методики обеспечивающей преемственность как специальных, так и общих упражнений. Данная преемственность выражается в подборе технико-тактических средств и методик тренировки, позволяющих осуществлять положительный перенос двигательных умений и навыков, а также – расширять двигательный фонд спортсмена, который в свою очередь обеспечит его достаточным координационным ресурсом для освоения новых более сложных и эффективных специальных движений.

Каждый кик-боксер ведет бой в присущей ему индивидуальной манере, действуя излюбленными боевыми средствами. Эти привычные средства техники составляют комплекс боевых навыков, которыми, обучаясь, овладел спортсмен. В свою очередь, эффективность и быстрота освоения нового боевого движения будет определяться: во-первых, наличием у него фонда двигательных умений и навыков, во-вторых, наличием или отсутствием положительной связи между структурами двигательных умений и навыков уже освоенных и вновь изучаемых спортсменом движений и, в-третьих используемыми в тренировочном процессе средствами и методами технико-тактического обучения, позволяющими обеспечить выше указанную положительную связь, в виде положительного переноса двигательных умений и навыков, с приобретенных движений на вновь осваиваемые.

С помощью определенной системы обучения одни тренеры решают вопросы технической и тактической подготовки своих учеников, ограничивая арсенал небольшим количеством изучаемых приемов, другие – преследуют цель обучения через большое количество технических приемов.

В соревнованиях среди начинающих кик-боксеров чаще побеждает тот, кто отлично владеет небольшим комплексом навыков, чем тот, кто знаком с большим арсеналом боевых приемов, но освоенных не так прочно.

Вместе с тем начальная ограниченность в используемых приемах в последующем может снижать боевые возможности юного боксера и тормозить его дальнейшее спортивное совершенствование из-за сформированного ранее однообразия средств соревновательной борьбы. В результате же освоения разносторонней техники спортсмен сможет отобрать необходимый ему круг технических средств, в соответствии с индивидуальными особенностями.

В технико-тактической подготовке кик-боксера главное умение создавать, в напряженных боевых условиях выгодные ситуации и выбирать момент для точного проведения высокоавтоматизированного приема. Основа этого закладывается на этапах ранней специализации, т.е. базовой подготовки, являющейся ведущим и определяющим компонентом дальнейшего роста мастерства спортсмена.

Известно, что бой на ринге складывается из непрерывной смены двух основных тактических форм выполнения приемов: атаки и контратаки. Основой для всего комплекса технических средств являются атакующие действия, прежде всего потому, что именно они приносят победу на ринге. Следовательно, атакующую форму выполнения боевых приемов необходимо считать приоритетной в процессе технико-тактического обучения на раннем этапе специализации. Совершенствовать технико-тактические действия необходимо из различных исходных положений и в различных боевых ситуациях, характерных для кик-бокса, что позволит выработать достаточно полные надежные и вариативные двигательные навыки, обеспечивающие спортсменов необходимыми координационными ресурсами.

Оптимальный круг технико-тактических действий должен обеспечивать юных кик-боксеров арсеналом специальных умений и навыков, достаточных для участия в первых состязаниях, а также позволяющих продолжать беспрерывно, на протяжении всей спортивной жизни, эффективно совершенствоваться, овладевая новыми боевыми навыками.

В подготовке кик-боксеров есть проблема некоторой односторонности процесса обучения, выражающаяся в овладении юным кик-боксером боевыми действиями из одностороннего положения: боксеры – правши совершенствуют и изучают технико-тактические приемы и левосторонней стойке, а левши – в правосторонней стойке. Данная точка зрения не лишена оснований из-за наибольшей тактической целесообразности соревновательных поединков, которая свидетельствует о том, что бой ведется спортсменом в удобной для него стойке, а смена боевого положения на неудобное не всегда приводит к успеху.

Указанную односторонность не правомерно полностью переносить на учебно-тренировочную деятельность на ранних этапах подготовки, это может ограничивать возможность более полного развития координационных способностей, ввиду неизменно асимметричного положения их учебно-боевой стойки. Следовательно, недостаточно полно используемые координационные ресурсы ограничивают возможное «богатство», овладеваемых спортсменами, технико-тактических приемов, как в плане их технического качества, так и их объема. Что влечет за собой «скованность» юного спортсмена в напряженной соревновательной деятельности. Для этого необходимо обучать ударам и защитам, выполняемым в различных стойках обеими руками и ногами. Такую техническую ограниченность можно применять в определенных условиях, лишь в бою на дальней дистанции, но на средней и ближней дистанции при ведении встречного боя, для достижения успеха необходимо действовать руками и ногами в равной степени, т.е. воспитывать симметричные специализированные двигательные навыки.

Обучение с самого начала в одной стойке значительно ограничивает развитие его двигательных и технических качеств, а также возможность овладения разнообразной техникой и тактикой. Тренеру необходимо с самого начала обучения вырабатывать у юного спортсмена умение вести бой в обеих стойках, основываясь на высоких пластических свойствах нервно-мышечного аппарата. Обучение кик-боксеров новичков сразу в двух стойках с шагами в сторону ведет к симметричности, и они без труда смогут научиться одинаково, боксировать в обеих стойках, затем они могут овладеть умением боксировать во фронтальной стойке, из которой можно уходить в любую сторону, атаковать любой рукой и ногой из любых положений.

На начальных этапах обучения необходимо освоить базу – «школу» специальных умений и навыков в удобную сторону, после чего на стадии углубленной специализации осваиваются более сложные технико-тактические действия и расширяются варианты их возможного применения (в неудобную сторону и неудобной конечностью). Целесообразно вводить в тренировку кик-боксеров на раннем этапе специализации, обучение технико-тактическим приемам из двух стоек, после того, как они освоили типовую технику в удобной для них стойке. Это будет способствовать развитию специальных координационных способностей, овладению «гибкими» специальными двигательными навыками, расширению боевого арсенала и «сглаживанию» двигательной асимметрии, вместе с тем способствуя дальнейшему совершенствованию технико-тактических действий в удобную сторону. На наш взгляд если с первых же занятий кик-боксеры будут изучать боевые приемы в двух стойках, то они смогут в достаточной мере овладеть типовой техникой.

*****

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино