Доклад Макаровой В.В.

 

 Особенности воспитательной работы с юными  спортсменами

Макарова В.В., педагог-организатор МАОУ дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа-2»

Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленные научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости.

Проблема воспитания личности сложна и многогранна. Её следует рассматривать как воспитательную работу тренера в совокупности педагогических воздействий, направленных на решение задач патриотического, нравственного, трудового воспитания, а также самовоспитания и перевоспитания при учёте результатов этих видов педагогических воздействий и воспитания в целом.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-преподаватель. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Педагог составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Цель всей воспитательной работы тренера - это обеспечение, в конечном счёте, формирования целостной, гармонически развитой личности спортсмена. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов.

2

Поэтому главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека:

-любви к Родине,

-чувства коллективизма,

-честности,

-дисциплинированности,

-трудолюбия.

Все перечисленные качества являются необходимыми для воспитания настоящего человека. Но все-таки на первое место нужно поставить

 

Патриотическое воспитание

Говоря конкретно о нашей школе, можно привести следующие примеры по патриотическому воспитанию:

наши воспитанники постоянно принимают участие в соревнованиях, посвященных знаменательным датам и событиям. Это соревнования к Дню города, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, к памятным датам, связанным с победами советских войск в годы ВОВ. ( 65 лет Победы под Москвой, 70 лет Сталинградской битвы и подобные)

Перед соревнованиями обязательно проводится беседа о тех исторических событиях, которым посвящены состязания. И ребятам важно услышать об этом в новом контексте, не только так, как рассказывают на уроке истории, а самому стать причастным к этому событию своим участием в соревнованиях. И вот тут-то и возникает чувство гордости. Сначала за свою команду, за свой класс. Затем за свой город, за свою страну.

Важная роль в патриотическом воспитании - это проведение соревнований, посвященных выдающимся личностям.

Можно привести следующие примеры:

ежегодно в ДЮСШ-2 проводятся соревнования по борьбе САМБО памяти Альберта Астахова (вице президент европейской федерации САМБО). На эти соревнования приглашается вдова Альберта Михайловича, его соратники, которые делятся с нашими воспитанниками своими воспоминаниями о нем.

так же проводятся турниры памяти Андрея Бондаренко (тренера по баскетболу). В этих соревнованиях участвуют его бывшие воспитанники.

турнир по футболу памяти Владимира Константиновича Солодько (нашего тренера-преподавателя).

3

Совсем недавно (27.01.2013г.) прошли лыжные гонки памяти Виктора Петровича Кулачкова. Так же их можно посвятить и Жилякову Анатолию Афанасьевичу, который как методист курировал отделение лыжные гонки.

Мы помним этих замечательных людей, мы должны рассказывать о них детям, нашим воспитанникам, чтобы они тоже помнили и гордились ими. И это тоже часть патриотического воспитания.

Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна (ребята должны знать государственную символику РФ.)

Необходимо беречь и сохранять наши школьные традиции.

 

Нравственное воспитание

Так же главной задачей является воспитание нравственных качеств:

сознательной дисциплины,

товарищества,

честности,

морально-волевых качеств.

il^eaffi^ii© мало вырастить хорошего спортсмена. «В здоровом теле должен быть здоровый дух».

В работе с детьми особое место отводится работе с родителями. Я говорю: «Ребёнок должен чётко усвоить, что на первом месте - дом, на втором - школа, на третьем - секция, кружок. Вышел из этого треугольника - затянула улица». Что такое улица в наше время, объяснять никому не нужно (детская преступность, наркомании и т.д.).

Родители, чьи дети стабильно занимаются спортом, говорят, что в их семье нет проблемы «улицы», потому что тренеры-преподаватели следят не только за спортивными достижениями, но и стараются отслеживать и успеваемость в школе, и дисциплину, и посещаемость занятий (проверка дневников, связь с педагогами школ).

Чтобы привлечь как можно больше детей в ДЮСШ-2, активно проводится агитационно-массовая работа среди учеников общеобразовательных школ. В самой школе ведется наглядная агитация: существуют специальные стенды, на которых освещаются достижения лучших воспитанников школы. Начинающие спортсмены стремятся к таким же высоким результатам.

4

Самым лучшим показателем успешной работы тренеров-преподавателей является преемственность поколений - когда бывшие воспитанники приводят в ДЮСШ-2 своих детей, которые показывают хорошие спортивные результаты. Это можно продемонстрировать на примере отделения борьбы САМБО. Александр Павлович много лет работает в нашем городе и обучает детей борьбе САМБО.

Нужно отметить еще и тот факт, что воспитанники нашей школы, которые добиваются высоких спортивных результатов, поступают в высшие учебные заведения физкультурной направленности, а также в вузы, имеющие спортивные кафедры. Спорт становится частью жизни наших воспитанников. Дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие помогают им в учёбе и в жизни.

 

В летний период работа с детьми не прерывается. Организуется детский оздоровительный лагерь на базе школы или выездные лагеря в Подмосковье или на море, так же в ближнее зарубежье. Активный отдых с культурно-массовыми, спортивными мероприятиями и тренировками не пугает ребят. Они с большим удовольствием посещают эти лагеря.

При планировании работы лагеря особое место уделяется воспитательной работе: организуются походы, концерты, праздники, конкурсы самодеятельности, выпуски стенной газеты. Именно за лето ребята добиваются наиболее хорошей спортивной формы, сплачивается спортивный коллектив. А это очень важно, так как спортивный коллектив является центром нравственного воспитания подрастающего поколения. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении.

Так же очень важно, чтобы юные спортсмены в процессе тренировок освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является существенным фактором формирования общественной морали.

Воспитание моральных качеств у юных спортсменов начинается с первых шагов. Необходимо воспитывать у них уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судье, к зрителям.

Главное в нравственном воспитании - сделать общие принципы поведения практическим руководством к действию в области спорта.

5

Трудовое воспитание

Задачи:

формирование самостоятельного отношения к труду,

приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека,

воспитание смекалки, сообразительности, логичности и гибкости мышления и других интеллектуальных качеств, имеющих важное значение в труде, спорте, учёбе, повседневной жизни.

Учебно-тренировочный процесс, включающий в себя деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствованию элементов, упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости как раз и направлен на решение этих задач. Большое значение в трудовом воспитании имеет привлечение спортсменов к общественно-полезному труду.    Основными методами воспитания являются убеждение, приучение, приведение примеров, методы выполнения индивидуальных поручений.

Самовоспитание

Самовоспитание     -     это     работа,     направленная     на самосовершенствование личности. Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ними перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте - победа над самим собой. Спорт любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка, но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное - появляется уверенность в себе.

Одна из важнейших задач тренера - воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств:

целеустремлённость,

дисциплинированность,

активность,

инициативность,

стойкость,

решительность,

настойчивость,

упорство в достижении цели.

6

Перевоспитание

Увлечение молодёжи наркоманией, токсикоманией и другими нездоровыми явлениями ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Направленное перевоспитание личности спортсмена - итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семьи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить

причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе). При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств:

самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность. Результаты перевоспитания могут быть определены только по активной жизненной позиции, по тому, как они стали относиться к тренировке и учёбе, как они выполняют общественные поручения, насколько   они   дисциплинированны,   как   развито   у   них   чувство товарищества и взаимопомощи.

Основным средством воспитания юного спортсмена является коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении.

Необходимо всемерно и повседневно способствовать реализации положительных стремлений юного спортсмена; бороться с проявлением отрицательных черт его характера.

Действенным методом воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность коллектива и педагога.

Применяя метод поощрения, следует руководствоваться рядом правил:

  • направлять поощрения на действие спортсмена, которое является следствием больших усилий,
  • не следует часто поощрять одних и тех же спортсменов.

•      поощряя, принимать во внимание не только поведение, но и
7

мотив, которым руководствовался в данном случае юный спортсмен.

Одним из методов воспитания является наказание. Виды наказания

-    порицание со стороны тренера, группы,

-    выговор,

-    отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности.

При пользовании этим методом тренер должен соблюдать насколько правил:

не наказывать по подозрению, не наказывать весь коллектив, не применять наказание трудом, наказание     должно     быть     справедливым     и     осознаваться спортсменом, как необходимая мера.

Нельзя забывать, что занятия спортом, соперничество всегда чревато возникновением конфликтов. Очень важно выяснить мотивы конфликтной ситуации, остановить конфликт и выяснить причину возникновения. Необходимо указать на то, что победа не главное в спортивном поединке, главное помериться силами в равноправной спортивной борьбе.

Инициатива в реализации задач патриотического, нравственного, этического, трудового воспитания, а так же процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит тренеру.

Успешность воспитания юного спортсмена во многом обусловлена способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, обеспечивая соответствие учебно-воспитательного процесса общей направленности воспитания.

Еще раз хочется отметить, что основная задача в работе всей нашей школы - воспитание всесторонне развитой личности, формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции. И во многом от нас, от взрослых часто зависит, куда повернется в своем развитии душа маленького человека. Именно спорт развивает в ребёнке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Подготовка спортсменов-чемпионов это результат упорной, кропотливой работы по воспитанию гражданина своей Родины.

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино