Доклад Макаровой В.В.

 

 Особенности воспитательной работы с юными  спортсменами

Макарова В.В., педагог-организатор МАОУ дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа-2»

Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленные научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости.

Проблема воспитания личности сложна и многогранна. Её следует рассматривать как воспитательную работу тренера в совокупности педагогических воздействий, направленных на решение задач патриотического, нравственного, трудового воспитания, а также самовоспитания и перевоспитания при учёте результатов этих видов педагогических воздействий и воспитания в целом.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-преподаватель. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Педагог составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Цель всей воспитательной работы тренера - это обеспечение, в конечном счёте, формирования целостной, гармонически развитой личности спортсмена. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов.

2

Поэтому главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека:

-любви к Родине,

-чувства коллективизма,

-честности,

-дисциплинированности,

-трудолюбия.

Все перечисленные качества являются необходимыми для воспитания настоящего человека. Но все-таки на первое место нужно поставить

 

Патриотическое воспитание

Говоря конкретно о нашей школе, можно привести следующие примеры по патриотическому воспитанию:

наши воспитанники постоянно принимают участие в соревнованиях, посвященных знаменательным датам и событиям. Это соревнования к Дню города, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, к памятным датам, связанным с победами советских войск в годы ВОВ. ( 65 лет Победы под Москвой, 70 лет Сталинградской битвы и подобные)

Перед соревнованиями обязательно проводится беседа о тех исторических событиях, которым посвящены состязания. И ребятам важно услышать об этом в новом контексте, не только так, как рассказывают на уроке истории, а самому стать причастным к этому событию своим участием в соревнованиях. И вот тут-то и возникает чувство гордости. Сначала за свою команду, за свой класс. Затем за свой город, за свою страну.

Важная роль в патриотическом воспитании - это проведение соревнований, посвященных выдающимся личностям.

Можно привести следующие примеры:

ежегодно в ДЮСШ-2 проводятся соревнования по борьбе САМБО памяти Альберта Астахова (вице президент европейской федерации САМБО). На эти соревнования приглашается вдова Альберта Михайловича, его соратники, которые делятся с нашими воспитанниками своими воспоминаниями о нем.

так же проводятся турниры памяти Андрея Бондаренко (тренера по баскетболу). В этих соревнованиях участвуют его бывшие воспитанники.

турнир по футболу памяти Владимира Константиновича Солодько (нашего тренера-преподавателя).

3

Совсем недавно (27.01.2013г.) прошли лыжные гонки памяти Виктора Петровича Кулачкова. Так же их можно посвятить и Жилякову Анатолию Афанасьевичу, который как методист курировал отделение лыжные гонки.

Мы помним этих замечательных людей, мы должны рассказывать о них детям, нашим воспитанникам, чтобы они тоже помнили и гордились ими. И это тоже часть патриотического воспитания.

Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна (ребята должны знать государственную символику РФ.)

Необходимо беречь и сохранять наши школьные традиции.

 

Нравственное воспитание

Так же главной задачей является воспитание нравственных качеств:

сознательной дисциплины,

товарищества,

честности,

морально-волевых качеств.

il^eaffi^ii© мало вырастить хорошего спортсмена. «В здоровом теле должен быть здоровый дух».

В работе с детьми особое место отводится работе с родителями. Я говорю: «Ребёнок должен чётко усвоить, что на первом месте - дом, на втором - школа, на третьем - секция, кружок. Вышел из этого треугольника - затянула улица». Что такое улица в наше время, объяснять никому не нужно (детская преступность, наркомании и т.д.).

Родители, чьи дети стабильно занимаются спортом, говорят, что в их семье нет проблемы «улицы», потому что тренеры-преподаватели следят не только за спортивными достижениями, но и стараются отслеживать и успеваемость в школе, и дисциплину, и посещаемость занятий (проверка дневников, связь с педагогами школ).

Чтобы привлечь как можно больше детей в ДЮСШ-2, активно проводится агитационно-массовая работа среди учеников общеобразовательных школ. В самой школе ведется наглядная агитация: существуют специальные стенды, на которых освещаются достижения лучших воспитанников школы. Начинающие спортсмены стремятся к таким же высоким результатам.

4

Самым лучшим показателем успешной работы тренеров-преподавателей является преемственность поколений - когда бывшие воспитанники приводят в ДЮСШ-2 своих детей, которые показывают хорошие спортивные результаты. Это можно продемонстрировать на примере отделения борьбы САМБО. Александр Павлович много лет работает в нашем городе и обучает детей борьбе САМБО.

Нужно отметить еще и тот факт, что воспитанники нашей школы, которые добиваются высоких спортивных результатов, поступают в высшие учебные заведения физкультурной направленности, а также в вузы, имеющие спортивные кафедры. Спорт становится частью жизни наших воспитанников. Дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие помогают им в учёбе и в жизни.

 

В летний период работа с детьми не прерывается. Организуется детский оздоровительный лагерь на базе школы или выездные лагеря в Подмосковье или на море, так же в ближнее зарубежье. Активный отдых с культурно-массовыми, спортивными мероприятиями и тренировками не пугает ребят. Они с большим удовольствием посещают эти лагеря.

При планировании работы лагеря особое место уделяется воспитательной работе: организуются походы, концерты, праздники, конкурсы самодеятельности, выпуски стенной газеты. Именно за лето ребята добиваются наиболее хорошей спортивной формы, сплачивается спортивный коллектив. А это очень важно, так как спортивный коллектив является центром нравственного воспитания подрастающего поколения. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении.

Так же очень важно, чтобы юные спортсмены в процессе тренировок освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является существенным фактором формирования общественной морали.

Воспитание моральных качеств у юных спортсменов начинается с первых шагов. Необходимо воспитывать у них уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судье, к зрителям.

Главное в нравственном воспитании - сделать общие принципы поведения практическим руководством к действию в области спорта.

5

Трудовое воспитание

Задачи:

формирование самостоятельного отношения к труду,

приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека,

воспитание смекалки, сообразительности, логичности и гибкости мышления и других интеллектуальных качеств, имеющих важное значение в труде, спорте, учёбе, повседневной жизни.

Учебно-тренировочный процесс, включающий в себя деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствованию элементов, упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости как раз и направлен на решение этих задач. Большое значение в трудовом воспитании имеет привлечение спортсменов к общественно-полезному труду.    Основными методами воспитания являются убеждение, приучение, приведение примеров, методы выполнения индивидуальных поручений.

Самовоспитание

Самовоспитание     -     это     работа,     направленная     на самосовершенствование личности. Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ними перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте - победа над самим собой. Спорт любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка, но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное - появляется уверенность в себе.

Одна из важнейших задач тренера - воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств:

целеустремлённость,

дисциплинированность,

активность,

инициативность,

стойкость,

решительность,

настойчивость,

упорство в достижении цели.

6

Перевоспитание

Увлечение молодёжи наркоманией, токсикоманией и другими нездоровыми явлениями ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Направленное перевоспитание личности спортсмена - итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семьи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить

причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе). При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств:

самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность. Результаты перевоспитания могут быть определены только по активной жизненной позиции, по тому, как они стали относиться к тренировке и учёбе, как они выполняют общественные поручения, насколько   они   дисциплинированны,   как   развито   у   них   чувство товарищества и взаимопомощи.

Основным средством воспитания юного спортсмена является коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении.

Необходимо всемерно и повседневно способствовать реализации положительных стремлений юного спортсмена; бороться с проявлением отрицательных черт его характера.

Действенным методом воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность коллектива и педагога.

Применяя метод поощрения, следует руководствоваться рядом правил:

  • направлять поощрения на действие спортсмена, которое является следствием больших усилий,
  • не следует часто поощрять одних и тех же спортсменов.

•      поощряя, принимать во внимание не только поведение, но и
7

мотив, которым руководствовался в данном случае юный спортсмен.

Одним из методов воспитания является наказание. Виды наказания

-    порицание со стороны тренера, группы,

-    выговор,

-    отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности.

При пользовании этим методом тренер должен соблюдать насколько правил:

не наказывать по подозрению, не наказывать весь коллектив, не применять наказание трудом, наказание     должно     быть     справедливым     и     осознаваться спортсменом, как необходимая мера.

Нельзя забывать, что занятия спортом, соперничество всегда чревато возникновением конфликтов. Очень важно выяснить мотивы конфликтной ситуации, остановить конфликт и выяснить причину возникновения. Необходимо указать на то, что победа не главное в спортивном поединке, главное помериться силами в равноправной спортивной борьбе.

Инициатива в реализации задач патриотического, нравственного, этического, трудового воспитания, а так же процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит тренеру.

Успешность воспитания юного спортсмена во многом обусловлена способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, обеспечивая соответствие учебно-воспитательного процесса общей направленности воспитания.

Еще раз хочется отметить, что основная задача в работе всей нашей школы - воспитание всесторонне развитой личности, формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции. И во многом от нас, от взрослых часто зависит, куда повернется в своем развитии душа маленького человека. Именно спорт развивает в ребёнке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Подготовка спортсменов-чемпионов это результат упорной, кропотливой работы по воспитанию гражданина своей Родины.

СОБЫТИЯ

29.05.2018

26.05.2018 Турнир памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионов

26.05.2018 в СК "Квант" прошел турнир посвященный памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионова.

29.05.2018

27 мая открытый турнир по кикбоксингу.

27 мая 2018 года МАУ ДО ДЮСШ-2 провела во ДС «Квант» Открытый турнир по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, посвященный Дню города. В соревнованиях приняло участие почти 80 спортсменов из Троицка, Москвы, Подольска, Чехова, Дедовска, Балашихи, Долгопрудного. Почетным гостем турнира был Президент федерации кикбоксинга России Вадим Владимирович Украинцев. От команды МАУ ДО ДЮСШ-2 Победителями стали : Абянли Марат, Федоров Антон, Тарасян Сергей, Автономов Николай. Призерами стали: Мамедова Сабина, Козлов Андрей, Татыров Николай, Гамзатов Амир.

16.05.2018

ФУТБОЛ. Детский турнир, посвященный 73 годовщине Великой Победы.

13 мая 2018 года на городском стадионе состоялся детский футбольный турнир, в котором принимали участие команды мальчиков 2007-2010 г.р.. Турнир проводился среди команд ТиНАО ( Троицкого и Новомосковского административного округа).