Доклад 7

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ   АКТИВНОСТЬ  СРЕДСТВО УВЕЛИЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.

доклад педагога-организатора

МАОУ ДОД ДЮСШ-2 г. Троицка

В.В.Макаровой

февраль 2012 год

 

      По данным Института возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и  подростков физиологически зрелыми  рождаются не более 14% детей.

      Количество здоровых дошкольников составляет всего лишь  около 10%.

Среди  контингента детей, поступающих в школу:

20%   -    имеют дефицит массы тела,

50%  - хронические заболевания 

 ( первое место занима­ют болезни костно-мышечной  системы (сколиоз и др.).

Увели­чилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, несоответствием уровня физичес­кого развития биологическому возрасту. Растет число функци­ональных отклонений.

Причины резкого снижения здоровья детей таковы:

  • социальные потрясения,
  • небла­гоприятная экологическая об­становка России;
  • ухудшение состояния здоровья матери;
  • стрессы;
  • неполноценное питание;

        Но наиболее важным фактором,  негативно влияющим на форми­рование здоровья детей, является низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание де­тей, в том числе с отклонениями здоровья.

Двигательная активность — фи­зиологический акт, основа жиз­необеспечения организма с мо­мента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонени­ями в развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение называется физиологической незрелостью и является причиной многих проблем со здоровьем ребенка, как физическим, так и психичес­ким.

Врожденная физиологичес­кая незрелость снижает возмож­ность организма, особенно расту­щего, функционировать в нужном  режиме и характеризуется не только отставанием  в развитии соответствующих  физиологических функций, возникших уже во внутриутробном периоде, но и более позднем ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически  зрелыми  сверстниками.

Между тем, двигательная активность, организованная средствами и методами физической культуры или тренировочных занятий, формирует и развивает ряд профессионально важных психических качеств:

  • внимание,
  • оперативное мышление,
  • волевые качества,
  • инициативность,
  • смелость и решительность,
  • стойкость,
  • эмоциональ­ная устойчивость

Объем и распределение внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре, выполняемых в быстром темпе. При этом постепенно увеличивается количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия. Переключение внимания формируется:

  • путем упражнений на переключение внимания с субъекта на объект с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений;
  • упражнения с выделени­ем важных объектов из второстепенных;
  • тренировки на быстроту переключения внимания.

Устойчивость вни­мания достигается выработкой волевых качеств и создания физиологической базы для устойчивости глазо-дви­гательного аппарата. Универсальным средством развития внимания являются спортивные игры. Так. волейбо­листу в процессе игры приходится воспринимать более десяти объектов и их элементов, при этом только за одну секунду внимание поочередно переключается на 3-6 объектов. Разнообразие тактических ситуаций, дли­тельность игры требует устойчивости внимания, то есть сами по себе занятия волейболом способствуют разви­тию качеств внимания.

Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе занятий физической культурой яв­ляются: использование элементов тактической подготовки, специально направленных на формирование опре­деленных качеств  психики (решение двигательных алгоритмических и эвристических задач, развитие наблюда­тельности, памяти, восприятия, воли, и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением). Такими упражнениями могут быть: бег на различные дистанции, эстафеты, кросс, спортивные игры.

Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление личностью опыта волевого поведения, создание функ­циональной, физиологической базы для волевого поведения. Основными средствами для решения этих задач являются упражнения и виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватным трудностям в реальной жизнедеятельности и значительно превосходящие их.

Инициативность развивается главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения на занятиях физической культурой или тренировках: самостоятельный выбор тактики соревновательной деятельности, мгновенное принятие решений в спортивных играх и т.п.

Смелость и решительность формируется и развивается в выполнении упражнений, содержащих элементы известного риска и требующие волевого усилия для преодоления чувства страха, боязни, неуверенности в себе и колебаний в принятии решений (бег с преодолением препятствий, опорные прыжки в гимнастике, прыжки в высоту и с шестом, нападение в играх, поединок с сильным противником в борьбе и единоборствах).

Стойкость формируется в процессе выполнения упражнений, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в некомфортных условиях и требуют значи­тельных волевых усилий (искусственное наращивание нагрузки, тренировка в группе, внесение в тренировку эмоциональных факторов). При этом необходимо тренировать не "только волевые усилия, но и физиологиче­скую базу усилия, то есть соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их воз­можностям организма.

Эмоциональная устойчивость в процессе физкультурной деятельности приобретается путем:

  • накопления опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности;
  • совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;
  • выработки навыков, умений, привычек саморегуляции эмоциональной напряженности.

Эти задачи решаются упражнениями, моделирующими различные стрессовые ситуации и тре­бующими мобилизации всех сил для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях, а также упражнениями в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуля­ции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры) и способах отвлечения от эмоций (самоубеждение, са­мовнушение).

Эмоциональная устойчивость уменьша­ет отрицательное воздействие сильных эмоциональных факторов, предуп­реждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмо­циональная устойчивость — один из важных психологических факторов

на­дежности,

эффективности

и успеха деятельности

в экстремальной обста­новке.( в нашем случае – соревнований) В процессе соревнований эмоциональное возбуждение часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, как правило, отрицательно сказывается на эффективности выполнения технических действий, а, следовательно и на спортивных результатах. Эмоциональная устойчивость обеспечивает надежность соревновательной деятельности спортсменов, позволяет надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической энергии.

Уровень эмоциональной устойчивости напрямую зависит от личностно-типологических характеристик юных спортсменов, т.е. от темперамента.

Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Индивидуальные черты характера человека формируются (изменяются в положительную или отрицательную стороны) в процессе всей жизнедеятельности, но особенно активно - в подростковом возрасте.

Физиологическую основу темперамента, по мнению И.П. Павлова, составляют свойства нервной системы;

  • сила (способность выдерживать большие нагрузки);
  • уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения);
  • подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей разделяют на четыре типа темперамента:

  • сангвиников (сильных, уравновешенных, подвижных),
  • флегматиков (сильных, уравновешенных, инертных),
  • холериков (сильных, неуравновешенных)
  • меланхоликов (слабых).

типы темпераментов могу быть представлены также следующим образом:

  • сангвиник - эмоционально устойчивый экстраверт,
  • флегматик - эмоционально устойчивый интроверт,
  • холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт,
  • меланхолик - эмоционально неустойчивый интроверт

 Образно говоря, темперамент служит природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера. Характер подрастающего человека в решающей степени зависит от среды и воспитания. Это можно увидеть на различных примерах. Так, встречается немало случаев, когда подростки характером повторяют своих друзей по команде. Объясняя это явление просто "с кем поведешься...", присваивая многие привычки товарищей себе. В зависимости от типа темперамента дети выбирают различные виды спорта.

Было отмечено (после проведенных наблюдений за спортсменами) , что в в группе   футболистов   преобладают   дети   с   холерическим   типом   темперамента, процентном   соотношении  таковых   в   группе   58%,   остальные  42%  -  сангвиники   и флегматики, либо ребята со смешенными типами (сангвиник - холерик, сангвиник флегматик).

В группе баскетболистов процент холериков ниже - 21%, зато преобладают сангвиники 79%, флегматики и меланхолики в группе отсутствуют.

Футболисты  холерики  характеризуются:

повышенной   возбудимостью,   действия   прерывисты.    Им   свойственны   резкость, стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний.    Вследствие    неуравновешенности,    увлекшись   делом,    они    склоны действовать   изо   всех   сил,   истощаться   больше,   чем   следует.   Имея   общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При   отсутствии   духовной   жизни   холерический   темперамент   часто   проявляется в раздражительности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Баскетболисты сангвиники   характеризуются следующим:

"Чистый" сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения

Таким образом - при работе в разных секциях (футбол и баскетбол) необходима корректировка программы с учет темперамента детей:

-  индивидуальный подход;  

- постепенное увеличение нагрузок;

- чередование работы и отдыха;

-  разносторонняя физическая подготовка

необходимым и обязательным элементом образовательного процесса становится мониторинг развития личности, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий в спортивном зале

 

Задача тренера-преподавателя— спланировать свою работу на занятии, в четверти, в течение всего учебного года так, чтобы воспитанникам было интересно, чтобы у них горели глаза на работу, на освоение но­вого и неизвестного, а не на возможность показать свою силу, чтобы вместе со знаниями и умениями воспитанники получали заряд положительных эмоций, учились проявлять инициативу и направлять свою энергию в нужное русло,

чтобы они проникались не только физической стороной упражнений и игр, но и     

эстетической — красотой, изяществом, лов­костью, и

нравственной — чувством солидарности, взаимовыручки, поддержки.

А задача семьи, шко­лы, общества — сделать так, чтобы все эти усилия каждого отдельного тренера-преподавателя не пропадали даром, были всегда актуальны, востребованы, чтобы все лучшее, полученное детьми на тренировках, на уроках физкультуры  не терялось ими в будущем, а только укреплялось и развивалось.  Чтобы  была достаточная двигательная активность, которая является одним из критериев здорового образа жизни.  

  • В современном обществе, где тяжелый физический труд в течение
    короткого, с точки зрения развития человечества, периода времени
    оказался вытесненным машинами и автоматами, человека подстерегает
    опасность - гипокинезия. Именно ей приписывается в значительной степени преимущественная роль в широком распространении так называемых болезней цивилизации. В этих условиях особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет двигательная  активность.
  • Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм
    поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой
    на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко
    многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.

 

  • Под влиянием двигательной активности совершенствуется строение и
    деятельность всех органов и систем человека, повышается
    работоспособность, укрепляется здоровье.
  • Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления
    человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на
    повышение потенциала здоровья.
  • Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью
    здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны
    жизнедеятельности человека и, как наиболее яркий пример, на эмоциональную устойчивость.

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино