Доклад Макаровой В.В.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ДОШКОЛЬНОГО   И   НАЧАЛЬНОГО   ШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

В   ВОПРОСАХ  ФИЗИЧЕСКОГО   ВОСПИТАНИЯ  

ДЕТЕЙ.

 

 

 

Доклад 

тренера-преподавателя ДЮСШ-2

В. В.Макаровой

 

 

 

 

г. Троицк

 

 

 

 

Одним из условий успешной подготовки к школе является фи­зическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональ­ных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.

В вопросах преемственности в физическом воспитании в дет­ском саду и школе, как в теории, так и на практике пока остает­ся много нерешенного.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Усилия школы и детского сада в физическом воспитании де­тей направлены на выполнение единой цели. Но в школе физи­ческое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.

Наблюдения показывают, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 45-минутные уроки, требующие длительного внимания. Особен­но трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока.

Анализ двигательного режима в детском саду и школе показывает, что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5- 2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она состав­ляет 18-22 тыс. шагов, то в школе сводится до 10-13 тыс. ша­гов в течение дня.  Первоклассни­кам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственного труда физическим (активной двигательной деятель­ностью, упражнениями, подвижными играми и т. п.).

 

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей:

- обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях,

- совершенствуется ориентировка в пространстве и времени,

- складываются положительные черты характера,

- приобретаются умения действовать в коллективе сверстников,

- формируются такие качества, как:  

выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.

Важность физического воспитания подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.

Теория и методика физической культуры дошкольников является частью общей теории и методики физической культуры и использует понятия, принятые в этой науке. Такие понятия, как:

Физическая культура (как вид культуры общества) -  есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека.

Физическое воспитание - педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.

Физическая рекреация - обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности и восстановление с использованием средств физической культуры.

Двигательная реабилитация - специфическое использование физических упражне-ний для восстановления временно утраченных или сниженных двигательных способностей после травм и заболеваний.

Образование в области физической культуры - это готовность ребенка использовать свои знания, умения и способности для решения двигательной задачи, достигаемая средствами физической культуры.

Физическое развитие - процесс и результат изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями.

Движение - есть изменение положения тела и его частей.

Физическое упражнение - это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Двигательный навык - это приобретенная на основе знаний и опыта способность управлять движениями в процессе двигательной деятельности.

Двигательные способности - это совокупность двигательных естественных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно и на высоком качественном уровне.

Физические качества - являются выражением достигнутого уровня отдельных двигательных способностей. Следует отметить, что одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать одно из них. Например, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей: координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но в качестве «быстрота».

Физическая подготовка - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека.

Цель образования дошкольников в области физической культуры

- формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи:    оздоровительные,    образовательные,    воспитательные.

Оздоровительные задачи:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- закаливание;

- формирование у детей физиологических изгибов позвоночника;

- профилактика плоскостопия;

- гармоничное развитие всех мышечных групп;

- привитие навыков гигиены.

Образовательные задачи:

- формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний;

- познание окружающей среды через движения, используемые детьми в обычной жизни: ползанье, ходьба, бег; ходьба на лыжах, катание на велосипеде и другие.

- овладение доступными знаниями, связанными с занятиями физическими упражнениями (название частей тела, направление движений: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.).

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту,

- использовать процесс образования детей в области физической культуры

для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

Основными средствами, которые используются в области физической культуры в дошкольных учреждениях являются - физические упражнения.

Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упражнений, выступают гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) и естественные силы природы (солнце, воздух, вода).

Все упражнения подразделяются на 4 группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Методы, применяемые на физкультурных занятиях, в самостоятельной деятельности дошкольников предполагают обучение, углубленное разучивание и закрепление основных движений.

 

Нужно стремиться к тому, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Процесс образования дошкольников и младших школьников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы  одновременно  решались  задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Вся работа по физической культуре строится на основе создания положитель-ных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости», победы над своим неумением, понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья.

Планируя работу с дошкольниками и младшими школьниками необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а так же учитывать основные принципы в области физического воспитания детей:

Принцип демократизации образования дошкольников в области физической культуры

обеспечивает педагогу право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми.

Принцип гуманитаризации образования нацеливает педагогов и родителей на

формирование у дошкольников в ходе двигательной деятельности понимания роли и места человека в мире движений;

Принцип вариативности образования предполагает использование различных

программ физического совершенствования дошкольников в зависимости от состояния их здоровья, задач образовательного процесса, двигательных предпочтений детей, особенностей развивающей среды дошкольного учреждения, желания родителей.   

Принцип развивающего характера образования предполагает вовлечение ребенка в

различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи ребенка.

Принцип социализации предполагает, что процесс физического воспитания нужно

строить так, чтобы дошкольник был постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, совместное решение двигательных задач, чтобы его двигательное поведение в процессе занятий было составной частью системы двигательных действий всей группы.

Принцип единства с семьей означает, что правильно воспитать здорового ребенка

можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, формирования культурно-гигиенических навыков, развития движений детей.

Принцип непрерывности образования предполагает, что физическое воспитание

строится как многолетний процесс физического развития ребенка, при котором эффекты в проявлениях физического развития детей ожидаются не сразу, а по истечении закономерно обусловленного времени, связанного с особенностями развития организма и психики ребенка и их реакциями на нагрузки, переносимые им в процессе физического воспитания

Принцип подготовки к обучению в школе прежде всего предполагает укрепление

здоровья, способствующее безболезненному переходу ребенка к системати-ческому обучению в школе. Успешно справиться с учебными нагрузками могут лишь здоровые, хорошо физически и психически развитые дети.

 

Причины резкого снижения двигательной активности школь­ников, особенно в первую половину дня, когда они находятся в школе, кроются не только в том, что учебная дея­тельность требует длительных статических поз. В начальных классах физическое воспитание не всегда, к сожа­лению, проводится на том уровне, который взят за основу в дет­ских садах и необходим для нор­мального физического развития детей.

Время на осуществление разнообразных видов занятий физи­ческой культурой и на подвижные игры в программах детских садов и школ примерно одинаково.

В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры - 90 мм, гимнастика до уроков - 60 мин, физкультур­ные минутки, игры и физические упражнения на переменах - 120 мин. Всего за неделю должно получиться 270 мин организованных физкультурных мероприятий. В программе дет­ского сада в подготовительной к школе группе в неделю пред­усмотрено 320 мин физкультурных мероприятий.

 

 

Вывод:

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка, т.е. в более широком смысле от его физического развития.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Организация работы по преемственности, методическая работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Целевые ориентиры дошкольного образования:

-инициативность и самостоятельность
-развитость воображения, фантазии, творчества
-положительное отношение к себе и другим
-уверенность в своих силах
-умение подчиняться социальным нормам
-развитость крупной и мелкой моторики
-способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
-проявление любознательности
-способность к принятию собственных решений

 

 

СОБЫТИЯ

11.09.2018

08-09.09.2018г. XXII Всероссийский турнир по борьбе самбо

В городе Можайске состоялся XXII Всероссийский турнир по борьбе самбо.

29.05.2018

26.05.2018 Турнир памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионов

26.05.2018 в СК "Квант" прошел турнир посвященный памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионова.

29.05.2018

27 мая открытый турнир по кикбоксингу.

27 мая 2018 года МАУ ДО ДЮСШ-2 провела во ДС «Квант» Открытый турнир по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, посвященный Дню города. В соревнованиях приняло участие почти 80 спортсменов из Троицка, Москвы, Подольска, Чехова, Дедовска, Балашихи, Долгопрудного. Почетным гостем турнира был Президент федерации кикбоксинга России Вадим Владимирович Украинцев. От команды МАУ ДО ДЮСШ-2 Победителями стали : Абянли Марат, Федоров Антон, Тарасян Сергей, Автономов Николай. Призерами стали: Мамедова Сабина, Козлов Андрей, Татыров Николай, Гамзатов Амир.