Доклад Макаровой В.В.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ДОШКОЛЬНОГО   И   НАЧАЛЬНОГО   ШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

В   ВОПРОСАХ  ФИЗИЧЕСКОГО   ВОСПИТАНИЯ  

ДЕТЕЙ.

 

 

 

Доклад 

тренера-преподавателя ДЮСШ-2

В. В.Макаровой

 

 

 

 

г. Троицк

 

 

 

 

Одним из условий успешной подготовки к школе является фи­зическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональ­ных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.

В вопросах преемственности в физическом воспитании в дет­ском саду и школе, как в теории, так и на практике пока остает­ся много нерешенного.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Усилия школы и детского сада в физическом воспитании де­тей направлены на выполнение единой цели. Но в школе физи­ческое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.

Наблюдения показывают, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 45-минутные уроки, требующие длительного внимания. Особен­но трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока.

Анализ двигательного режима в детском саду и школе показывает, что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5- 2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она состав­ляет 18-22 тыс. шагов, то в школе сводится до 10-13 тыс. ша­гов в течение дня.  Первоклассни­кам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственного труда физическим (активной двигательной деятель­ностью, упражнениями, подвижными играми и т. п.).

 

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей:

- обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях,

- совершенствуется ориентировка в пространстве и времени,

- складываются положительные черты характера,

- приобретаются умения действовать в коллективе сверстников,

- формируются такие качества, как:  

выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.

Важность физического воспитания подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.

Теория и методика физической культуры дошкольников является частью общей теории и методики физической культуры и использует понятия, принятые в этой науке. Такие понятия, как:

Физическая культура (как вид культуры общества) -  есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека.

Физическое воспитание - педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.

Физическая рекреация - обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности и восстановление с использованием средств физической культуры.

Двигательная реабилитация - специфическое использование физических упражне-ний для восстановления временно утраченных или сниженных двигательных способностей после травм и заболеваний.

Образование в области физической культуры - это готовность ребенка использовать свои знания, умения и способности для решения двигательной задачи, достигаемая средствами физической культуры.

Физическое развитие - процесс и результат изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями.

Движение - есть изменение положения тела и его частей.

Физическое упражнение - это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Двигательный навык - это приобретенная на основе знаний и опыта способность управлять движениями в процессе двигательной деятельности.

Двигательные способности - это совокупность двигательных естественных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно и на высоком качественном уровне.

Физические качества - являются выражением достигнутого уровня отдельных двигательных способностей. Следует отметить, что одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать одно из них. Например, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей: координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но в качестве «быстрота».

Физическая подготовка - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека.

Цель образования дошкольников в области физической культуры

- формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи:    оздоровительные,    образовательные,    воспитательные.

Оздоровительные задачи:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- закаливание;

- формирование у детей физиологических изгибов позвоночника;

- профилактика плоскостопия;

- гармоничное развитие всех мышечных групп;

- привитие навыков гигиены.

Образовательные задачи:

- формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний;

- познание окружающей среды через движения, используемые детьми в обычной жизни: ползанье, ходьба, бег; ходьба на лыжах, катание на велосипеде и другие.

- овладение доступными знаниями, связанными с занятиями физическими упражнениями (название частей тела, направление движений: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.).

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту,

- использовать процесс образования детей в области физической культуры

для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

Основными средствами, которые используются в области физической культуры в дошкольных учреждениях являются - физические упражнения.

Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упражнений, выступают гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) и естественные силы природы (солнце, воздух, вода).

Все упражнения подразделяются на 4 группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Методы, применяемые на физкультурных занятиях, в самостоятельной деятельности дошкольников предполагают обучение, углубленное разучивание и закрепление основных движений.

 

Нужно стремиться к тому, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Процесс образования дошкольников и младших школьников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы  одновременно  решались  задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Вся работа по физической культуре строится на основе создания положитель-ных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости», победы над своим неумением, понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья.

Планируя работу с дошкольниками и младшими школьниками необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а так же учитывать основные принципы в области физического воспитания детей:

Принцип демократизации образования дошкольников в области физической культуры

обеспечивает педагогу право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми.

Принцип гуманитаризации образования нацеливает педагогов и родителей на

формирование у дошкольников в ходе двигательной деятельности понимания роли и места человека в мире движений;

Принцип вариативности образования предполагает использование различных

программ физического совершенствования дошкольников в зависимости от состояния их здоровья, задач образовательного процесса, двигательных предпочтений детей, особенностей развивающей среды дошкольного учреждения, желания родителей.   

Принцип развивающего характера образования предполагает вовлечение ребенка в

различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи ребенка.

Принцип социализации предполагает, что процесс физического воспитания нужно

строить так, чтобы дошкольник был постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, совместное решение двигательных задач, чтобы его двигательное поведение в процессе занятий было составной частью системы двигательных действий всей группы.

Принцип единства с семьей означает, что правильно воспитать здорового ребенка

можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, формирования культурно-гигиенических навыков, развития движений детей.

Принцип непрерывности образования предполагает, что физическое воспитание

строится как многолетний процесс физического развития ребенка, при котором эффекты в проявлениях физического развития детей ожидаются не сразу, а по истечении закономерно обусловленного времени, связанного с особенностями развития организма и психики ребенка и их реакциями на нагрузки, переносимые им в процессе физического воспитания

Принцип подготовки к обучению в школе прежде всего предполагает укрепление

здоровья, способствующее безболезненному переходу ребенка к системати-ческому обучению в школе. Успешно справиться с учебными нагрузками могут лишь здоровые, хорошо физически и психически развитые дети.

 

Причины резкого снижения двигательной активности школь­ников, особенно в первую половину дня, когда они находятся в школе, кроются не только в том, что учебная дея­тельность требует длительных статических поз. В начальных классах физическое воспитание не всегда, к сожа­лению, проводится на том уровне, который взят за основу в дет­ских садах и необходим для нор­мального физического развития детей.

Время на осуществление разнообразных видов занятий физи­ческой культурой и на подвижные игры в программах детских садов и школ примерно одинаково.

В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры - 90 мм, гимнастика до уроков - 60 мин, физкультур­ные минутки, игры и физические упражнения на переменах - 120 мин. Всего за неделю должно получиться 270 мин организованных физкультурных мероприятий. В программе дет­ского сада в подготовительной к школе группе в неделю пред­усмотрено 320 мин физкультурных мероприятий.

 

 

Вывод:

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка, т.е. в более широком смысле от его физического развития.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Организация работы по преемственности, методическая работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Целевые ориентиры дошкольного образования:

-инициативность и самостоятельность
-развитость воображения, фантазии, творчества
-положительное отношение к себе и другим
-уверенность в своих силах
-умение подчиняться социальным нормам
-развитость крупной и мелкой моторики
-способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
-проявление любознательности
-способность к принятию собственных решений

 

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино