Доклад Макаровой В.В.

«Психолого - педагогическое мастерство современного тренера»

 

Методическая разработка тренера – преподавателя

Макаровой Веры Владимировны

 

 Троицк    2012г.

«Образованный педагог непременно должен быть психологом»

ПФ.Лесгафт

 

Психолого-педагогическое мастерство

современного тренера- преподавателя

 

Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной:
деятельности. Это комплекс умений необходимых для продуктивного
решения педагогических задач, основными элементами которого являются:
            - гуманистическая направленность педагогической деятельности;

            - профессиональные   знания;  

            - педагогические   способности;   

            - педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности.

Основные критерии педагогического мастерства тренера - это определенная система и последовательность в спортивной работе, высокие стабильные результаты в учебно-тренировочных занятиях, признание авторитета спортсменами; умение обобщать и творчески перенимать опыт.

Для достижения успеха необходимы: преданность своему виду спорта, склонность к педагогическому труду, одержимость в работе, специальные знания, профессиональная подготовка и опыт владения современной методикой и технологией обучения спортивным движениям и тренировка.

Следует учесть тренерскую работу со спортсменами разного возраста и уровня подготовленности,  владение приемами взаимодействия с учениками на тренировках и соревнованиях для создания благоприятного эмоционального фона. В основе  «эмоциональной составляющей» - дружеские взаимоотношения, всегда хорошее жизненное настроение каждого отдельного спортсмена. На таких занятиях сама атмосфера требует от спортсменов быть гуманными по отношению к друг к другу, честными и искренними. При такой атмосфере талант  раскрывается  значительно  быстрее,   чем  в  условиях  постоянного напряжения, давления на личность и диктата со стороны тренера.

Авторитет тренера основывается на следующих принципах поведения:

-  любить и понимать воспитанника;

- защищать его интересы;

- держать связь с родителями;

- развивать самообладание;

- развивать способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации;

- вырабатывать в себе чувство юмора, умение разрядить обстановку шутливой репликой; прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно;

- никогда не повышать голос.

Существует обширный комплекс требований, предъявляемых к профессиональному тренеру в части мастерства ведения процесса обучения, тренировки. Для определения путей, ведущих к мастерству в любой профессии, психология идет от изучения особенности профессии, которая предъявляет определенные требования к личности специалиста.

Профессия тренера - педагогическая, поэтому суть его деятельности связана не только с подготовкой спортсменов, но и с воспитанием. А для воспитания личности и воздействия на ее нравственную сферу необходимо самому тренеру, прежде всего, быть примером и соответствовать данной личности.,

Чтобы воспитать личность, нужно хорошо знать не только педагогику, но и психологию - науку, которая не только изучает психику человека, но и воздействует на нее. А она проявляется у человека в психических свойствах личности:, психических состояниях и психических процессах,, Поэтому тренер должен быть и психологом, знать и уметь использовать основные исихологические закономерности в своей педагогической деятельности.

В работе тренера-преподавателя появляется свой стиль деятельности. Поэтому большое значение в психолого - педагогическом мастерстве тренера имеет характер его взаимоотношений со спортсменами, от выбранного им стиля. Наилучшим считается демократический стиль.

Чтобы стать тренером - мастером - профессионалом нужно обладать соответствующими способностями. Способности определяются как индивиду-альные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Формулу профессионального мастерства можно выразить таким образом:    знание -умение - навыки - опыт - талант.

Для тренера мастера профессионала необходимо иметь определенные черты характера, такие как:

- требовательность,

- справедливость,

- чуткость.

- внимательность к каждому спортсмену,

- отсутствие сентиментальности,

Ведущей чертой темперамента считается уравновешенность. Характерны и существенны для тренера такие черты личности как: свойства лидера, сильный характер, самоконтроль, смелость, решительность действий, чувство сопереживания добросовестность, чувство ответственности,  эмоциональная устойчивость,  честолюбие.

Одно из важных особенностей психолого-педагогического мастерства тренера является творчество. Оно проявляется в создании нового. эффективного решения психолого - педагогических задач и проблем в учебно-тренировочной деятельности, новых способов воздействия на спортсменов, нахождение индивидуальных подходов к каждому ученику, создание новых упражнений, приемов, способов, методов воспитания и обучения в тренировке и в подготовке к соревнованиям. Без творческого поиска не мыслим труд современного тренера, мастера, профессионала.    

Современный тренер должен быть мыслящим профессионалом, работающим не только в зале, на стадионе, но и много читающим и думающим, умеющим общаться со спортсменами. Воспитывать своих учеников так, чтобы они не были исполнителями его заданий и указаний, а могли рассуждать, анализировать, быть думающими спортсменами, т.е. творческими союзниками. Об этом сказал известный психолог Найдиффер: « Покажи мне думающего парня, и я сделаю из него чемпиона».

Развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера. Это возможно лишь при высокой мотивации достижения результата. В практике задача мотивации решается двумя путями: отбором спортсменов с высоким уровнем мотивации и повышением ее уровня за счет поощрений (моральных и материальных); наказании, убеждений, принуждений и т.д. Оптимальным при этом может считаться тот вариант, при котором мотивация спортсмена, имеющая исходно высокие значения, повышается за счет специальных воздействий.

Существует четыре основных педагогических воздействия преобладающие в учебно-тренировочном процессе, условно обозначенные как:

ориентированные /деловые/, стимулирующие, негативные и похвала. В теории и практике выявлены следующие особенности педагогических воздействий б тренировочном процессе:

-         по мере возрастания и повышения уровня спортивного мастерства. необходимость в деловых воздействиях снижается, а потребность в стимулирующих воздействиях возрастает;

-         небольшое количество похвалы, в сравнении с другими видами педагогических воздействий;

 

-       повышенная эмоциональность негативных педагогических воздействий и предпочтительность использования деловых (ориентирующих) воздействий после негативных.

-       снижение уровня интенсивности деловых, негативных воздействий и похвалы, существенное увеличение стимулирующих воздействий.

Установлено, что чем больше интенсивности педагогических воздействий, тем большее влияние они оказывают на психическое состояние спортсменов. Главное в работе тренера - взаимопонимание и взаимоуважение. С юного возраста необходимо найти контакт со спортсменом, приучить его много и самостоятельно работать и думать. Необходимо учитывать тип темперамента спортсмена, иметь к нему индивидуальный подход и разные методы воздействия. Никогда не кричать на ученика, не повышать голос, не обижать. Нужно вовремя похвалить. Но иногда нужно быть строгим. Чтобы победить в спорте, нужно много трудиться, смотреть вперед на пять лет, а не жить уже достигнутым. Но нельзя перегружать ученика, так как жадность тренера приводит к переутоилению, депрессии, к травмам спортсмена. Поэтому нужно понимать ученика, чувствовать его и дать вовремя отдохнуть. Профессия тренера одна из самых трудных на свете. Тренер должен постоянно опережать в знаниях всех своих  воспитанников.  

Высшая цель в работе с детьми - воспитать человека, а уже потом спортсмена. Необходимо вкладывать в своих учеников всю свою душу.

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино