Доклад Макаровой В.В.

«Психолого - педагогическое мастерство современного тренера»

 

Методическая разработка тренера – преподавателя

Макаровой Веры Владимировны

 

 Троицк    2012г.

«Образованный педагог непременно должен быть психологом»

ПФ.Лесгафт

 

Психолого-педагогическое мастерство

современного тренера- преподавателя

 

Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной:
деятельности. Это комплекс умений необходимых для продуктивного
решения педагогических задач, основными элементами которого являются:
            - гуманистическая направленность педагогической деятельности;

            - профессиональные   знания;  

            - педагогические   способности;   

            - педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности.

Основные критерии педагогического мастерства тренера - это определенная система и последовательность в спортивной работе, высокие стабильные результаты в учебно-тренировочных занятиях, признание авторитета спортсменами; умение обобщать и творчески перенимать опыт.

Для достижения успеха необходимы: преданность своему виду спорта, склонность к педагогическому труду, одержимость в работе, специальные знания, профессиональная подготовка и опыт владения современной методикой и технологией обучения спортивным движениям и тренировка.

Следует учесть тренерскую работу со спортсменами разного возраста и уровня подготовленности,  владение приемами взаимодействия с учениками на тренировках и соревнованиях для создания благоприятного эмоционального фона. В основе  «эмоциональной составляющей» - дружеские взаимоотношения, всегда хорошее жизненное настроение каждого отдельного спортсмена. На таких занятиях сама атмосфера требует от спортсменов быть гуманными по отношению к друг к другу, честными и искренними. При такой атмосфере талант  раскрывается  значительно  быстрее,   чем  в  условиях  постоянного напряжения, давления на личность и диктата со стороны тренера.

Авторитет тренера основывается на следующих принципах поведения:

-  любить и понимать воспитанника;

- защищать его интересы;

- держать связь с родителями;

- развивать самообладание;

- развивать способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации;

- вырабатывать в себе чувство юмора, умение разрядить обстановку шутливой репликой; прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно;

- никогда не повышать голос.

Существует обширный комплекс требований, предъявляемых к профессиональному тренеру в части мастерства ведения процесса обучения, тренировки. Для определения путей, ведущих к мастерству в любой профессии, психология идет от изучения особенности профессии, которая предъявляет определенные требования к личности специалиста.

Профессия тренера - педагогическая, поэтому суть его деятельности связана не только с подготовкой спортсменов, но и с воспитанием. А для воспитания личности и воздействия на ее нравственную сферу необходимо самому тренеру, прежде всего, быть примером и соответствовать данной личности.,

Чтобы воспитать личность, нужно хорошо знать не только педагогику, но и психологию - науку, которая не только изучает психику человека, но и воздействует на нее. А она проявляется у человека в психических свойствах личности:, психических состояниях и психических процессах,, Поэтому тренер должен быть и психологом, знать и уметь использовать основные исихологические закономерности в своей педагогической деятельности.

В работе тренера-преподавателя появляется свой стиль деятельности. Поэтому большое значение в психолого - педагогическом мастерстве тренера имеет характер его взаимоотношений со спортсменами, от выбранного им стиля. Наилучшим считается демократический стиль.

Чтобы стать тренером - мастером - профессионалом нужно обладать соответствующими способностями. Способности определяются как индивиду-альные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Формулу профессионального мастерства можно выразить таким образом:    знание -умение - навыки - опыт - талант.

Для тренера мастера профессионала необходимо иметь определенные черты характера, такие как:

- требовательность,

- справедливость,

- чуткость.

- внимательность к каждому спортсмену,

- отсутствие сентиментальности,

Ведущей чертой темперамента считается уравновешенность. Характерны и существенны для тренера такие черты личности как: свойства лидера, сильный характер, самоконтроль, смелость, решительность действий, чувство сопереживания добросовестность, чувство ответственности,  эмоциональная устойчивость,  честолюбие.

Одно из важных особенностей психолого-педагогического мастерства тренера является творчество. Оно проявляется в создании нового. эффективного решения психолого - педагогических задач и проблем в учебно-тренировочной деятельности, новых способов воздействия на спортсменов, нахождение индивидуальных подходов к каждому ученику, создание новых упражнений, приемов, способов, методов воспитания и обучения в тренировке и в подготовке к соревнованиям. Без творческого поиска не мыслим труд современного тренера, мастера, профессионала.    

Современный тренер должен быть мыслящим профессионалом, работающим не только в зале, на стадионе, но и много читающим и думающим, умеющим общаться со спортсменами. Воспитывать своих учеников так, чтобы они не были исполнителями его заданий и указаний, а могли рассуждать, анализировать, быть думающими спортсменами, т.е. творческими союзниками. Об этом сказал известный психолог Найдиффер: « Покажи мне думающего парня, и я сделаю из него чемпиона».

Развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера. Это возможно лишь при высокой мотивации достижения результата. В практике задача мотивации решается двумя путями: отбором спортсменов с высоким уровнем мотивации и повышением ее уровня за счет поощрений (моральных и материальных); наказании, убеждений, принуждений и т.д. Оптимальным при этом может считаться тот вариант, при котором мотивация спортсмена, имеющая исходно высокие значения, повышается за счет специальных воздействий.

Существует четыре основных педагогических воздействия преобладающие в учебно-тренировочном процессе, условно обозначенные как:

ориентированные /деловые/, стимулирующие, негативные и похвала. В теории и практике выявлены следующие особенности педагогических воздействий б тренировочном процессе:

-         по мере возрастания и повышения уровня спортивного мастерства. необходимость в деловых воздействиях снижается, а потребность в стимулирующих воздействиях возрастает;

-         небольшое количество похвалы, в сравнении с другими видами педагогических воздействий;

 

-       повышенная эмоциональность негативных педагогических воздействий и предпочтительность использования деловых (ориентирующих) воздействий после негативных.

-       снижение уровня интенсивности деловых, негативных воздействий и похвалы, существенное увеличение стимулирующих воздействий.

Установлено, что чем больше интенсивности педагогических воздействий, тем большее влияние они оказывают на психическое состояние спортсменов. Главное в работе тренера - взаимопонимание и взаимоуважение. С юного возраста необходимо найти контакт со спортсменом, приучить его много и самостоятельно работать и думать. Необходимо учитывать тип темперамента спортсмена, иметь к нему индивидуальный подход и разные методы воздействия. Никогда не кричать на ученика, не повышать голос, не обижать. Нужно вовремя похвалить. Но иногда нужно быть строгим. Чтобы победить в спорте, нужно много трудиться, смотреть вперед на пять лет, а не жить уже достигнутым. Но нельзя перегружать ученика, так как жадность тренера приводит к переутоилению, депрессии, к травмам спортсмена. Поэтому нужно понимать ученика, чувствовать его и дать вовремя отдохнуть. Профессия тренера одна из самых трудных на свете. Тренер должен постоянно опережать в знаниях всех своих  воспитанников.  

Высшая цель в работе с детьми - воспитать человека, а уже потом спортсмена. Необходимо вкладывать в своих учеников всю свою душу.

 

СОБЫТИЯ

11.09.2018

08-09.09.2018г. XXII Всероссийский турнир по борьбе самбо

В городе Можайске состоялся XXII Всероссийский турнир по борьбе самбо.

29.05.2018

26.05.2018 Турнир памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионов

26.05.2018 в СК "Квант" прошел турнир посвященный памяти кавалера орденов Мужества и Славы России Е.Родионова.

29.05.2018

27 мая открытый турнир по кикбоксингу.

27 мая 2018 года МАУ ДО ДЮСШ-2 провела во ДС «Квант» Открытый турнир по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, посвященный Дню города. В соревнованиях приняло участие почти 80 спортсменов из Троицка, Москвы, Подольска, Чехова, Дедовска, Балашихи, Долгопрудного. Почетным гостем турнира был Президент федерации кикбоксинга России Вадим Владимирович Украинцев. От команды МАУ ДО ДЮСШ-2 Победителями стали : Абянли Марат, Федоров Антон, Тарасян Сергей, Автономов Николай. Призерами стали: Мамедова Сабина, Козлов Андрей, Татыров Николай, Гамзатов Амир.