Доклад Копылова А.В

24.03.2015

ТЕМА:

Упрощенные игры. Что это такое?

Упрощенные игры – это набор упражнений, которые надо проводить в форме игры. Каждая игра задумана с целью решения определенной задачи. Игры эти называются упрощенными, потому что:

а) в них участвует небольшое количество учеников;

б) размеры площадки уменьшены;

в) правила упрощены;

г) они повторяют взрослые игры, но в упрощенной форме;

д) сложная игра в футбол 11 на 11 как бы разбивается на фрагменты, стандартные положения и комбинации, и при этом суть футбольной игры не меняется;

е) участникам дается облегченное задание.

Все упрощенные игры для команд из 2, 3, 4 и т.д. игроков специально так составлены, чтобы как можно лучше отвечали умственному и физическому развитию ребенка. Игры эти предлагаются для того, чтобы вести ребенка вперед, без проблем, от упражнения к упражнению, от простого базового навыка к правильному выполнению приема в ситуации схожей с «взрослым» футболом. Ученик «схватывает» и усваивает множество информации, которая беспрестанно к нему поступает во время игры. Например, расположение и передвижение товарищей по команде, мяча и соперника, разбивка поля, ворота и т.д. Повторение одинаковых ситуаций в упрощенных играх или в сериях игр позволяет ученику лучше сосредоточиться, попробовать различные способы ( технические приемы ) для достижения цели и выбрать из них наиболее эффективный. Таким образом, он легко и непринужденно получает опыт, который пригодится в подобных ситуациях, но в сложных играх 7 на 7 или 11 на 11. Ограниченное число игроков в упрощенных играх позволяет и наиболее робким участвовать активно в игре ( с мячом или без мяча), чтобы они не чувствовали своей ущербности и не ждали, даст им пас «хороший» игрок или нет. В упрощенных играх нет подразумеваемого деления на хороших и плохих. Детям надо дать то, чего они жаждут - поиграть всем с мячом как можно больше. 

        Порядка пятидесяти упрощенных игр предложены нам в книге Хорста Вайна    « Как научиться играть в футбол ». В программе нет возможности (ввиду большого объема материала) рассказать даже о пяти-семи играх и разъяснить их конкретные задачи, цели и алгоритм применения подробно. Остановимся на самых первых - упрощенной игре 1 на 1 и 2 на 1. Возраст от 7 до 10 лет.

Правила игры ( в математике это называется условия задачи)

Площадка размером до 12 х 12 метров. Четверо ворот размером до 4 метров. Каждый игрок должен пройти ворота соперника, не теряя мяча , расположенные друг напротив друга, либо смежные. Побеждает тот игрок, который сделает больше проходов. Продолжительность игры порядка трех минут. После этого -  смена пар. Одновременно может проходить столько игр сколько позволяет территория спортивного зала, либо футбольного поля. При этом было бы лучше, когда игроки разбиты на команды и каждый представитель одной команды сыграет с каждым игроком другой команды. После десяти игр ребенок узнает и усваивает 10 правил, чтобы добиться победы:                                            

  1. Размещайся всегда между своими воротами и соперником.
  2. Не беги на соперника, который полностью контролирует мяч.
  3. Ищи наилучший путь для сближения.
  4. Прими самую оптимальную позицию для того, чтобы быть готовым к оборонительным действиям, а именно:

- вес тела равномерно распределен на слегка выставленных вперед ногах;

- ноги разведены на ширину плеч и согнуты, чтобы в любую секунду совершить рывок в любом направлении;

- верхняя часть тела слегка наклонена вперед;

- глаза смотрят только на мяч;

- передвигайся на слегка согнутых ногах, словно ты танцуешь быстрый танец в дискотеке.

  1. Делай финты, вынуждая соперника создать такую ситуацию, при которой ты с выгодой для себя войдешь в единоборство с ним.
  2. Безотрывно и внимательно следи только за мячом, а не за движением ног соперника.
  3. Почаще отходи немного назад , жди и анализируй ситуацию, пока мячом владеет соперник.
  4. Сделай так, чтобы обеспечить и второе сближение.
  5. Медленное сближение никогда ни к чему не приведет. Застань соперника врасплох быстрым движением или же вариантом сближения.
  6.  Иди на сближение в полной уверенности в том, что ты его выиграешь, стараясь подготовить атаку с твоей стороны.

     Трудно ответить на вопрос: сколько потребуется времени на усвоение каждым  ребенком этой модели игры?  К какому результату мы должны стремиться. Из практики работы нашего футбольного отделения школы оптимальными могут считаться результаты, когда равные соперники будут забивать друг другу по 6-8 голов за три минуты. Начинающие забивают мало, опытные значительно больше. Результаты слабых необходимо «подтягивать» к более сильным. После перехода к более сложной упрощенной игре, пройденный материал периодически необходимо повторять. Рассмотрим другую, следующую по сложности игру – 2 на 1:

два игрока атакуют ворота  шириной 12 метров, расположенные друг против друга на расстоянии 15 метров и защищаемые соперником. У каждой пары - десять попыток атаковать ворота, по пять на каждые ворота в течении 2-х минут. Каждая атака приносит очко:

- защищающимся, если им удается забрать мяч;

- нападающим, если один из них проведет мяч через линию ворот соперника, не теряя контроля над мячом. После десяти атак или 2-х минут пары меняются ролями. Побеждает команда, забившая больше голов. Хорошим результатом данной игры, после достижения которого можно перейти к следующей по сложности упрощенной игре, считать результат из десяти атак не менее 7 проходов через линию.                                                                             

 Для чего проводить игры и делать упражнения по исправлению ошибок? Когда тренер следит за проведением игр по программе «Упрощенные игры», он сразу же видит где ему надо вмешаться, чтобы поправить неточности. Для того, чтобы неточность превратилась в точное и правильное исполнение и чтобы оно стало привычкой, необходимо прибегать к целому ряду исправительных (корректирующих) игр и упражнений – только тогда гарантируется обучение базовым навыкам и привычкам. Так, например, правильным поведением футболистов в упрощенной игре 2 на 1 после игр и упражнений на исправление ошибок можно считать следующее:

  1. Чем больше расстояние между двумя нападающими, тем труднее сопернику защитить свои ворота.
  2. Обычно нападающий без мяча располагается за линией мяча, чтобы мяч не попал в радиус действия защитника.
  3. Нападающий должен получить мяч на бегу, чтобы как можно глубже пройти вперед в зону соперника.
  4. Перед тем как отдать пас товарищу по команде, нападающий владеющий мячом, должен учесть его местоположение в поле и в особенности его положение по отношении к защитнику.
  5. Чтобы атака была успешной необходимо предвидеть следующее действие и отдать пас на ходу бегущему товарищу  по команде.
  6. Автоматически игрок должен чувствовать то мгновение, когда надо (или не надо) отдавать пас.
  7.  Когда идет атака в численном преимуществе, надо как можно быстрее забить гол.
  8. Нападающий, владеющий мячом, должен научиться скрывать свои намерения.
  9. Чем сильнее удар при пасе, тем меньше времени на его прием.

В данном разделе я не буду приводить примеры корректирующих упражнений. Однако отмечу такую деталь: для игр между командами из двух человек, корректирующими играми могут являться игры между командами, в которых по одному человеку. Для игр между командами из трех игроков (3х3), корректирующими играми будут игры 2х2, 2х1, 1х1. Для игр, где количество игроков достигает четырех человек, корректирующими играми будут игры между командами из 3-х, 2-х человек и т.д., конечно же, с однотипными задачами.

Не углубляясь в детали необходимо разъяснить, что к играм  на ловкость и основные способности относятся игры по ведению мяча и преследованию, игры по отработке ударов по воротам, игры в лабиринт с мячом и без мяча, игры на сближение с соперником. Эти игры используются тоже как корректирующие. Таким образом, техника неразрывно связано с тактикой. Везде присутствует соперник, везде, как в математике есть условия задачи, есть цель, есть решение и результат. В школе обучение математике происходит постепенно, возрастающая степень сложности всегда соответствует определенному возрасту ребенка. Сколько времени требуется первоклассникам, чтобы освоить сложение и вычитание в пределах десяти. В течение первого года обучения они ежедневно тренируются в счете, учитель предлагает им различные упражнения  на закрепление полученных навыков.

Очень важная деталь: если нарушив последовательность и предложить  «подготовишкам» ( 2-й уровень обучения -   8 – 10 лет ) разучить упрощенную игру (модель) из 4 уровня обучения (от 12 лет), то мы потратим уйму времени и нервов, но ничего не добьемся. Всему свое время-закон природы.

И еще одна очень важная проблема, которую хочу затронуть. Какими являются основные причины, из-за которых  игра не развивается, даже если игроки все чаще заняты в соревнованиях и тренировках? Вот две основные причины: во-первых, дети участвуют в соревнованиях, не способствующих их развитию, когда не соблюдается их психофизическое состояние и создаются неправильные привычки, которые сильно будут влиять на их будущую игру. К примеру, как дети двенадцатилетнего возраста могут исполнить игру 11 на 11, когда их психофизическое состояние способно анализировать только лишь те ситуации, в которых участвуют 3 -4, максимум 5 игроков включая вратаря. Во-вторых многие клубы подготавливают самых юных игроков ( а также взрослых), заставляя их исполнять шаблонные упражнения, часто без участия соперников. Исключительно важно в 8 лет заниматься по методике, которая не ставит во главу угла технику. Хорошая тренировка должна предусматривать постоянно те проблемы, с которыми игрок будет иметь дело на практике. Данные проблемы ( в нашем случае упрощенные игры) должны предлагаться с увеличивающейся степенью сложности и с постепенным увеличением стрессовых ситуаций. Необходимо чтобы игрок решал сам все проблемы, оставляя слово за тренером только в крайних, особо сложных случаях. Необходимо использовать на тренировках наиболее упрощенные игры, придавая должное значение технике, но считая приоритетным правильный анализ игровой ситуации с целью набрать в память игрока соответствующий банк данных (опыт), необходимый для будущей хорошей игры. Вместо полного послушания, копирования и принятия позиции только по указанию тренера игроки должны сами производить анализ всех ситуаций, уметь определять различные возможности и находить правильные решения после оценки ситуации и с учетом деталей. К несчастью, и в нашей школе, до сих пор все решения исходят часто от тренеров, которые за счет шаблонных упражнений не позволяют игрокам развивать свое умение. Так нет способных и талантливых детей в спортивных школах, либо нет программ, научно обоснованных и практичных? Либо нет педагогов, стремящихся хорошо и правильно выполнять свою работу? Я считаю, что все есть и было. Тренер спортивной школы, являясь воспитателем группы мальчиков и девочек, должен знать, что ребята будут уважать его за тот багаж знаний, которым он располагает, за то, как он сможет их увлечь, организовать процесс обучения, они будут уважать, прежде всего, личность, человека справедливого и полного энтузиазма.

Начинающие надеются, что тренер:

- не будет много говорить;

- предложит им много разных увлекательных занятий;

- будет объективным;

- будет хвалить часто, а ругать только в крайних случаях.

Подводя черту под вышеизложенным, хочу объединить введение и основную часть, теоретическую основу программирования (изложена во введении) и практическую часть управления подготовкой футболистов (изложенную в основной части). Последовательное, поочередное применение в тренировочном процессе упрощенных игр является алгоритмом воздействия на систему игроков. Отдельно взятая упрощенная игра является управляющим воздействием (вид энергии, область приложения, интенсивность, продолжительность и т.д. ) на систему (команду из n игроков), которая получает при этом информацию из вне. При этом система переходит из одного состояния в другое, иначе с нижнего уровня на этаж выше.

                                                          

 

 

 

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино