Доклад Копылова А.В,

08.11.2016

ТЕМА: К вопросу о тактике игры и видах подготовки

Во-первых, необходимо определиться в том, что тактика игры команды, звена или одного игрока это одно, а вид подготовки это несколько другое, вернее, совсем другое мероприятие.

Во-вторых, определимся наконец-то в том, что технико-тактической подготовки, равно как и чисто технической вообще в природе не существует и существовать не может по причине того, что не может телега управлять лошадью, а ноги игрока его головою, или двигаться сами по себе. Не логичнее ли принять за основу обратное, при котором всё-таки телегу тащит лошадь, а голова управляет всеми действиями человека.

Как может спортсмен осваивать технику движения без участия его коры головного мозга, сознания и мышления? – никак, потому что иначе это уже будет не освоение, а хаотичные двигательные действия.

Сознание и мышление игрока являются атрибутами тактики, а если это так, то утверждение или постулат о возможности освоения чистой техники не имеет право на существование, вернее возможно, но в виртуальном варианте. Освоение техники движения предполагает коррекцию к его улучшению, к доведению движения до наиболее экономичной и эффективной формы его проявления, что, подтверждается спортивной наукой. Но все как бы забывают о рефлекторно работающих сенсорах, а сенсоры это мышление, а мышление это уже тактика. Значит надо принять за аксиому то, что при освоении движений недопустимо теоретически разделять или отделить технику от тактики ( телегу и лошадь; голову и ноги), т.к. это единая функциональная система, такая же как сердце и лёгкие, которые не могут существовать раздельно. Словосочетание технико-тактический вид подготовки антинаучен и не должен более употребляться по причинам указанным выше.

Вывод: Любое освоение двигательного действия всегда сопровождается сенсорным контролем, при необходимости вносятся коррекции по его оптимизации и экономизации. Если работают сенсоры – происходит мышление в сознании, что уже является тактикой. Для игровика важно как работают сенсоры, если зрительные анализаторы обеспечивают видение поля – значит, включён механизм освоения тактического мастерства, к элементам которого относятся: зрительный контроль, видение поля, игровое мышление и импровизация. Термин технико-тактическая работа антинаучен и парализует рост игрового мастерства, снижает его эффективность и качество. Давно настала пора разобраться в этом чисто теоретическом вопросе, потому как существующая система подготовки резервов в спортивных играх практически наплодила столько «полуфабрикатов», её кпд настолько низок, что приходиться удивляться, откуда появляются приличные игроки мирового уровня.

 

Футбол – это игра. Значит, и урок в детском футболе должен быть похожим на игру, даже если он проводится без мяча. Моделью же нашего тренировочного урока служит не игра, а упражнение. Отсюда и убеждение, что все происходит от идеи (упражнения), а не от природы (игры). Игру – средство для развития абстрактного мышления – мы подменяем арифметикой. Но сколько не подсчитывай ТТД – это всего лишь количественный показатель, следствие. Причину надо искать в мастерстве, а мастерство зависит от качества обучения. Чрезмерное увлечение упражнениями, отсутствие в тренировочном процессе адекватных игре обстоятельств, тенденция воспитания мастерства с акцентом на физическое, а не технико-тактическое развитие привели к сегодняшнему положению дел. Футболист, владеющий приемами техники, приобретенными в неигровых условиях, как правило, плохо видит поле из-за привычки концентрировать свое внимание на мяче, выработанной в связи с отсутствием отвлекающих факторов. Он не обладает тонким глазомером и ощущением точности и своевременности передачи мяча из-за неразвитости чувств восприятия времени и пространства. Нерационален в выборе способов и приемов из-за отсутствия навыков действий в условиях постоянно меняющихся ситуаций. Распространенное заблуждение в том и состоит, что, обучая по существу только форме движения, мы полагали, что способствуем и развитию технико-тактического мастерства.

 

Техническую подготовку нельзя рассматривать отдельно от тактики. Техника должна подходить к тактике как ключ к замку. Только в таком соответствии техника становится игровой. А ведь другой в футболе не бывает.


СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино