Особенности организации физического  воспитания детей младшего возраста

“...Физическое воспитание – это то,  что обеспечивает здоровье и доставляет радость.”              
Крэттен.

“Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания”.

К.Д. Ушинский.

Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Обратиться именно к этой проблеме меня побудило наблюдение за педагогическим процессом в ясли/саду в течение нескольких лет.

Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах педагогики и, в частности, физического воспитания детей.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.

Можно выделить основные причины неудач в воспитании детей (в том числе и физическом).

1. Отсутствие у родителей потребности в здоровом образе жизни: игнорирование занятий по физической культуре, курение, злоупотребление алкоголем.

2. Незнание (недостаточная подготовка в вопросах детской педагогики и психологии).

3. Неуверенность в своих силах.

4. Занятость на работе и общественная нестабильность.

5. Пренебрежительное отношение к своим обязанностям.

Поэтому  в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей.

Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:

- увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию их детей;

- вызвать у родителей интерес к данному вопросу;

- дать знания об уровне “двигательной зрелости” детей;

- сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность позаниматься физкультурой не только ребёнку, но и взрослому;                                                                                                     - снизить “дефицит” положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной, спортивной деятельности детей и взрослых;

- облегчить общение родителей и сотрудников детского сада;

- обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду, а значит повысить эффективность работы по оздоровлению детей.

Следовательно, проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду, тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки.

Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье. 

Совместная спортивная деятельность детей и взрослых.

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей - необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:

1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;

2. Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка, продолжать формировать установку на сотрудничество;

3. Взаимодействие совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.

В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:

1 группа родителей - недооценивают значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;

2 группа родителей - понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но

-не хватает знаний и опыта,

-нет времени, то есть загружены работой,

-нет желания заниматься с ребёнком.

Эти родители в большинстве полагаются на работу детского сада. Для этих родителей необходимо дать информацию об основах воспитания здорового ребёнка, практические советы и рекомендации.

3 группа родителей - знают и умеют, занимаются с детьми физичес-ким воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.

Условно разделив родителей на группы, легче будет осуществлять дифференцированный подход  и добиться желаемого результата.

Как же проявляется дифференцированный подход в совместной, спортивной деятельности детей и взрослых?

Для родителей 1 и 2 групп.

1. Предоставляю возможность сравнить уровень физического развития своего ребёнка и других детей того же возраста на совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках, развлечениях.

2. Родителям необходимо знать, как должны формироваться двигательные навыки у ребёнка, а затем уже активно влиять на развитие физических качеств, используя индивидуальную беседу. Беседа даёт возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребёнка, как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие вопросы у родителей по физическому воспитанию.

3. Большую пользу в работе с родителями оказывает собранная в детском саду педагогическая библиотека, книги из которой можно предлагать для чтения.

4. Привлекать родителей к оказанию помощи в подготовке спортивных мероприятий (сыграть различных персонажей, принять участие в судействе соревнований).

Родители этой 3 группы являются опорой в работе, их опыт в физическом воспитании своих детей  предлагается для изучения и применения родителям 1 и 2 групп.

Совместные физкультурные занятия детей и взрослых.

Отличительная особенность этих занятий состоит в том, что родители являются помощниками инструктора, и каждый из них тренер своего ребёнка.

Структура занятия

Дети

Родители

Вводная часть.

В вводной части вместе выполняют упражнения, танцевальные движения (ходьба, прыжки, бег).

Основная часть.

Оздоровительные упражнения (ОРУ, коррекционные - выполняют вместе). При выполнении акробатических упражнений родители страхуют детей. “Дорожка препятствий” - основные движения. Совместное выполнение. Игры, эстафеты. Два варианта выполнения. 1. Совместное. 2. Родители занимаются на тренажёрах, выполнение общеукрепляющих упражнений.

Заключительная часть.

Совместное окончание занятия.

Физкультурные праздники и развлечения.

Все проводимые праздники и развлечения по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта:

  • Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию, воспитателям. Они готовят сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли. Родители и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях.
  • Вариант, когда инструктор, воспитатели, родители совместно подготавливают сценарий, план мероприятий, родители играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.
  • Вариант, когда родители и дети являются инициаторами, авторами предлагаемых спортивных мероприятий.

1-й вариант совместных физкультурных праздников, развлечений характерен для начального этапа работы с родителями по физическому воспитанию.
    2-3 вариант - это результат хорошо проводимой работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинского персонала по совместной, спортивной деятельности детей и взрослых.

Физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми).

Подготовительная работа.

1. Предлагаемый сценарий праздника обсуждается вместе с родителями, вносятся предложения и изменения.

2. Выбираются ведущий, ответственные за оформление зала, подготовки костюмов, призов, музыкального оформления, распределяются роли среди родителей и детей.

Выступления детей и взрослых на физкультурных праздниках: композиции из музыкально-ритмических движений и элементы художественной гимнастики, танцы со спортивными атрибутами - готовятся в повседневной работе, с детьми непосредственно на физкультурных занятиях, с родителями индивидуально.

Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень: -  совместный, спортивный осенний праздник;

-  пешеходный поход в осенний лес;

-  «Зов джунглей».

Зима: -  новогодний спортивный праздник;

-  «Простимся с лыжами до следующей зимы»

-  «Проводы русской зимы»

Весна: - «Здравствуй масленица!» ( весенний спортивный праздник,

   построенный на народных играх, забавах);

-  «А ну-ка, девочки»

-  «А ну-ка, мальчики» (совместный с родителями и детьми праздник, 

    включающий в себя конкурсы, эстафеты);

-  «Всё наоборот» - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

   легкоатлетическая эстафета (круг 400 метров, делится на 4 

   дистанции: 1 – девочки, 2- мамы, 3- мальчики,4-папы)

-  «Весенний пешеходный поход в лес».

Лето: -  «День озорника»

-  «День Нептуна»

-  «День скакалки»

-  «День велосипедиста»

-  «День мяча»

Возможны спортивные праздники, посвящённые каким-то общественным событиям - Дню города, Дню района.

Нет родителей, которые бы хотели видеть своих детей сутулыми, с плоскими стопами. Медицинское обследование детей дошкольного возраста показывает - высок процент дошкольников с нарушениями осанки и стоп.

В дошкольном возрасте осанка ещё не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (5-7 лет). Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бёдер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребёнка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки; однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребёнка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствует также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Понимая необходимость проведения работы по коррекции осанки и плоскостопия, она в детском саду проводится вместе с родителями. Прежде всего, родители и дети должны знать признаки, характеризующие правильную осанку: голова и туловище держится прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развёрнута и выступает вперёд, в поясничной части есть небольшой изгиб вперёд, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развёрнуты наружу.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений является занятие физическими упражнениями. В нашем детском саду разработаны комплексы упражнений, подвижные игры, упражнения на различных снарядах, которые разучиваются вместе с родителями и детьми. В ходе разучивания даются рекомендации выполнения упражнений, подвижных игр, которые предлагают инструктор по лечебной гимнастике и врач.

Занятия с детьми в детском саду проводятся 2 раза в неделю. Это недостаточно для исправления осанки и плоскостопия, а кроме того необходимо в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия и в семье ( спать на жёсткой постели, подушка не должна быть высокой и т. д.)

Учитывая, что формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям данные комплексы ежедневно за исключением тех дней, когда занятия по коррекции проводятся в детском саду.

Элементарный туризм.

Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

В детском саду применяются, как правило, пешеходные походы в лес, к озеру и т. д. Цель этих походов - оздоровление организма детей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута. Дети знакомятся с родным краем, прививается любовь к родной природе, к земле.

Предстоящий туристический поход вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом. Совместно с родителями, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию разрабатывается маршрут похода, места остановок, необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. В результате обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. План движения в походе изучается по составленной карте с детьми.

Длительность похода 2-4 часа. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент; какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Роли сказочных персонажей исполняют родители, они же проводят подвижные игры, игры с элементами спортивного ориентирования. Выбирается фотограф, так же среди родителей. Походы проводятся 2-3 раза в год. В них принимают участие все группы, начиная со средней. По окончании похода обсуждаются итоги с родителями и детьми. Одной из задач этого обсуждения является определение недостатков в подготовке и проведении похода, для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети отображают в рисунках, в выставках поделок.

Помощь родителям в выборе пути, по которому ребёнок будет развиваться.

Многие родители часто не могут выбрать путь, по которому ребёнок будет развиваться. Опираясь на диагностику физического развития детей и стандартную тест-анкету, разработанную специалистами в области детской психологии А. да Лааком и Г. Кафом.

 Предлагаем родителям определить наличие "спортивного таланта" у ребёнка.

У ребёнка "спортивный талант" если он:

-  очень энергичен и всё время хочет двигаться;

-  смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

-  неизвестно, когда он успел научиться ловко, управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

-  физически развит и координирован в движениях лучше многих других сверстников, двигается легко, пластично, грациозно;

-  предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, бесцельную беготню;

-  кажется, что он никогда не устаёт;

-  у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Результаты работы с детьми.

В начале года провожу анкетирование для того, чтобы больше узнать о ребёнке, о его физическом воспитании в семье, узнать уровень педагогической подготовленности в физическом воспитании родителей, наметить план работы с родителями и детьми. Для определения эффективности работы, результатов по совместной спортивной деятельности детей и взрослых использую также анкетирование взрослых и детей в конце года.

Анализ анкеты родителей и устного анкетирования детей убедительно показывают: совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.

Поэтому можно сделать выводы:

1. Все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия - не было случая, когда ребёнка пришлось бы принуждать к этому;

2. Самыми любимыми для детей были акробатические упражнения и «Дорожка препятствий», для некоторых детей ещё танцевальные упражнения под музыку, 30% детей назвали все виды упражнений любимыми;

3. Дети с удовольствием повторяли освоенные упражнения дома, на прогулках, в свободное время занимались с папами акробатикой;

4. Главную пользу от таких занятий родители видели в том, что они узнали, какие упражнения полезны их ребёнку, и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;

5. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отзывались о методах работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников;

6. В числе немногих замечаний были лишь замечания - проводить занятия чаще, заниматься больше на свежем воздухе, иметь возможность обучить детей плаванию.

В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: "Как приходит успех?", отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры - универсальное средство для "тренировки на успех", главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

___________________________________________________________________________________________________________

Открытое занятие по баскетболу.

 

  1. Ф.И.О. проводящего занятие: Целиков А.Н.
  2. Вид спорта: баскетбол
  3. Этап спортивной подготовки: НП3.
  4. Дата и время проведения занятия: 24 декабря 2015 г., 18.00 – 20.15
  5. Количество занимающихся: 14 человек
  6. Из них: юноши 2002 г.р. 10 чел.; юноши 2001 г.р. – 2 чел.

Учебно-тренировочное занятие проведено   в спортивном зале Лицея г.Троицка.

Спортивный инвентарь: баскетбольные мячи -12 штук,  конусы,  фишки.

Задачи занятия:

Развитие скоростных качеств

Отработка тактических взаимодействий

Подготовительная часть:

  • разминка  на разогревание всех групп мышц;
  • упражнения на прыгучесть и укрепление свода стопы.

Основная часть:

1. Сопряженные упражнения   на развитие быстроты и совершенствование технических навыков:

1) Скоростное ведение по центру, скоростной рывок на 15 м с принятием передачи и последующим броском в два шага;

упражнение выполняется поточно в движении по кругу в очень высоком темпе.

Игроки с мячами располагаются в колоннах в противоположных углах площадки у боковой линии.

Пасующие располагаются на вершинах 6-метровых дуг.

Пасующие принимают передачу из колонн, выполняют скоростной дриблинг на 8 м (между  6-метровыми дугами) и выполняют передачу набегающему под кольцо партнеру, далее получают пас из противоположной колонны с другого фланга.

Остальные движутся по большому кругу по границам площадки; после передачи в центр на дугу делают рывок по краю, стараясь обогнать дриблера, получают пас, выполняют бросок в два шага, подбирают мяч и переходят в колонну на другой фланг.

Пасующие не опускаются ниже дуги.

Смена пасующих через 40 сек.

2) имитация быстрого прорыва с двумя передачами.

упражнение выполняется в тройках «туда и обратно» в очень высоком темпе; первый участник имитирует подбор (автонаброс в щит), делает первую  передачу на правый (левый) фланг на уровень штрафной и бежит затем под противоположное кольцо, где подбирает мяч и снова делает первую передачу;

второй участник принимает первую передачу и делает вторую передачу  на левый (правый) фланг под кольцо, бежит до уровня штрафной, делает рывок назад, принимает вторую передачу и выполняет бросок;

третий участник делает рывок под кольцо, принимает вторую передачу и выполняет бросок; затем движется назад на уровень штрафной, принимает первую передачу и делает вторую передачу под кольцо;

после этого тройка отдыхает и ждет своей очереди (если участвуют три тройки, промежуток около 40 сек.; четыре тройки – около 60 сек.).

Темп максимально высокий, дриблинг исключен, всего один бросок (не доигрывать).

2. Отработка тактических взаимодействий:

  • V-образный выход;
  • L-образный выход;
  • Проход за спину защитника («черных ход»);
  • Сочетание этих взаимодействий.

Условия выполнения упражнений:

  • Сначала упражнения выполняются без защиты;
  • Затем с пассивным защитником;
  • Затем защитник играет в полную силу.
  • Далее – игра 2 х 2, 3 х 3; обязательное условие – каждый второй мяч должен быть забит после вышеуказанных взаимодействий.

3. Двусторонняя игра 4 х 4 с условием: мяч, заброшенный  после вышеуказанных взаимодействий – оценивается в 4 очка.

Заключительная часть:

Броски с 3-х точек с места в парах;

Штрафные броски

Упражнения на расслабление (легкая растяжка).

Анализ занятия

Конспект учебно-тренировочного занятия составлен в соответствии принятой формы. Чётко выделены части  занятия, указаны конкретные упражнения и задания  для обучающихся.  

Нагрузка рационально дозирована по частям тренировки и видам деятельности  учащихся.

Величина нагрузки соответствует возрастным требованиям и уровню подготовленности занимающихся.

Занимающиеся выполняют задания активно и с интересом.

На занятии использован широкий спектр средств и методов физического воспитания.

Имеется весь необходимый для занятия инвентарь.

Построение и содержание  учебного процесса отвечает санитарно-гигиеническим требованиям  и технике безопасности.

Занятие проведено на высоком профессиональном уровне.

Оценка тренера – «отлично»

Поставленные задачи реализованы.

 

 

СОБЫТИЯ

27.11.2017

Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

25.11.2017г. в г.Сергиев Посад прошел Всероссийский турнир по борьбе самбо, посвященный памяти ЗТР С.И. Тропинова

27.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо

26.11.2017г. прошел в г.Серпухове Региональный турнир по борьбе самбо посвященный Всероссийскому Дню самбо.

13.11.2017

Региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо

12.11.2017г. прошел региональный турнир по борьбе самбо среди юн., посвященный Всероссийскому Дню самбо в г.Протвино