Особенности организации физического  воспитания детей младшего возраста

“...Физическое воспитание – это то,  что обеспечивает здоровье и доставляет радость.”              
Крэттен.

“Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания”.

К.Д. Ушинский.

Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Обратиться именно к этой проблеме меня побудило наблюдение за педагогическим процессом в ясли/саду в течение нескольких лет.

Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах педагогики и, в частности, физического воспитания детей.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.

Можно выделить основные причины неудач в воспитании детей (в том числе и физическом).

1. Отсутствие у родителей потребности в здоровом образе жизни: игнорирование занятий по физической культуре, курение, злоупотребление алкоголем.

2. Незнание (недостаточная подготовка в вопросах детской педагогики и психологии).

3. Неуверенность в своих силах.

4. Занятость на работе и общественная нестабильность.

5. Пренебрежительное отношение к своим обязанностям.

Поэтому  в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей.

Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:

- увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию их детей;

- вызвать у родителей интерес к данному вопросу;

- дать знания об уровне “двигательной зрелости” детей;

- сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность позаниматься физкультурой не только ребёнку, но и взрослому;                                                                                                     - снизить “дефицит” положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной, спортивной деятельности детей и взрослых;

- облегчить общение родителей и сотрудников детского сада;

- обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду, а значит повысить эффективность работы по оздоровлению детей.

Следовательно, проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду, тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки.

Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье. 

Совместная спортивная деятельность детей и взрослых.

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей - необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:

1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;

2. Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка, продолжать формировать установку на сотрудничество;

3. Взаимодействие совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.

В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:

1 группа родителей - недооценивают значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;

2 группа родителей - понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но

-не хватает знаний и опыта,

-нет времени, то есть загружены работой,

-нет желания заниматься с ребёнком.

Эти родители в большинстве полагаются на работу детского сада. Для этих родителей необходимо дать информацию об основах воспитания здорового ребёнка, практические советы и рекомендации.

3 группа родителей - знают и умеют, занимаются с детьми физичес-ким воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.

Условно разделив родителей на группы, легче будет осуществлять дифференцированный подход  и добиться желаемого результата.

Как же проявляется дифференцированный подход в совместной, спортивной деятельности детей и взрослых?

Для родителей 1 и 2 групп.

1. Предоставляю возможность сравнить уровень физического развития своего ребёнка и других детей того же возраста на совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках, развлечениях.

2. Родителям необходимо знать, как должны формироваться двигательные навыки у ребёнка, а затем уже активно влиять на развитие физических качеств, используя индивидуальную беседу. Беседа даёт возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребёнка, как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие вопросы у родителей по физическому воспитанию.

3. Большую пользу в работе с родителями оказывает собранная в детском саду педагогическая библиотека, книги из которой можно предлагать для чтения.

4. Привлекать родителей к оказанию помощи в подготовке спортивных мероприятий (сыграть различных персонажей, принять участие в судействе соревнований).

Родители этой 3 группы являются опорой в работе, их опыт в физическом воспитании своих детей  предлагается для изучения и применения родителям 1 и 2 групп.

Совместные физкультурные занятия детей и взрослых.

Отличительная особенность этих занятий состоит в том, что родители являются помощниками инструктора, и каждый из них тренер своего ребёнка.

Структура занятия

Дети

Родители

Вводная часть.

В вводной части вместе выполняют упражнения, танцевальные движения (ходьба, прыжки, бег).

Основная часть.

Оздоровительные упражнения (ОРУ, коррекционные - выполняют вместе). При выполнении акробатических упражнений родители страхуют детей. “Дорожка препятствий” - основные движения. Совместное выполнение. Игры, эстафеты. Два варианта выполнения. 1. Совместное. 2. Родители занимаются на тренажёрах, выполнение общеукрепляющих упражнений.

Заключительная часть.

Совместное окончание занятия.

Физкультурные праздники и развлечения.

Все проводимые праздники и развлечения по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта:

  • Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию, воспитателям. Они готовят сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли. Родители и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях.
  • Вариант, когда инструктор, воспитатели, родители совместно подготавливают сценарий, план мероприятий, родители играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.
  • Вариант, когда родители и дети являются инициаторами, авторами предлагаемых спортивных мероприятий.

1-й вариант совместных физкультурных праздников, развлечений характерен для начального этапа работы с родителями по физическому воспитанию.
    2-3 вариант - это результат хорошо проводимой работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинского персонала по совместной, спортивной деятельности детей и взрослых.

Физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми).

Подготовительная работа.

1. Предлагаемый сценарий праздника обсуждается вместе с родителями, вносятся предложения и изменения.

2. Выбираются ведущий, ответственные за оформление зала, подготовки костюмов, призов, музыкального оформления, распределяются роли среди родителей и детей.

Выступления детей и взрослых на физкультурных праздниках: композиции из музыкально-ритмических движений и элементы художественной гимнастики, танцы со спортивными атрибутами - готовятся в повседневной работе, с детьми непосредственно на физкультурных занятиях, с родителями индивидуально.

Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень: -  совместный, спортивный осенний праздник;

-  пешеходный поход в осенний лес;

-  «Зов джунглей».

Зима: -  новогодний спортивный праздник;

-  «Простимся с лыжами до следующей зимы»

-  «Проводы русской зимы»

Весна: - «Здравствуй масленица!» ( весенний спортивный праздник,

   построенный на народных играх, забавах);

-  «А ну-ка, девочки»

-  «А ну-ка, мальчики» (совместный с родителями и детьми праздник, 

    включающий в себя конкурсы, эстафеты);

-  «Всё наоборот» - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

   легкоатлетическая эстафета (круг 400 метров, делится на 4 

   дистанции: 1 – девочки, 2- мамы, 3- мальчики,4-папы)

-  «Весенний пешеходный поход в лес».

Лето: -  «День озорника»

-  «День Нептуна»

-  «День скакалки»

-  «День велосипедиста»

-  «День мяча»

Возможны спортивные праздники, посвящённые каким-то общественным событиям - Дню города, Дню района.

Нет родителей, которые бы хотели видеть своих детей сутулыми, с плоскими стопами. Медицинское обследование детей дошкольного возраста показывает - высок процент дошкольников с нарушениями осанки и стоп.

В дошкольном возрасте осанка ещё не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (5-7 лет). Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бёдер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребёнка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки; однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребёнка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствует также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Понимая необходимость проведения работы по коррекции осанки и плоскостопия, она в детском саду проводится вместе с родителями. Прежде всего, родители и дети должны знать признаки, характеризующие правильную осанку: голова и туловище держится прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развёрнута и выступает вперёд, в поясничной части есть небольшой изгиб вперёд, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развёрнуты наружу.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений является занятие физическими упражнениями. В нашем детском саду разработаны комплексы упражнений, подвижные игры, упражнения на различных снарядах, которые разучиваются вместе с родителями и детьми. В ходе разучивания даются рекомендации выполнения упражнений, подвижных игр, которые предлагают инструктор по лечебной гимнастике и врач.

Занятия с детьми в детском саду проводятся 2 раза в неделю. Это недостаточно для исправления осанки и плоскостопия, а кроме того необходимо в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия и в семье ( спать на жёсткой постели, подушка не должна быть высокой и т. д.)

Учитывая, что формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям данные комплексы ежедневно за исключением тех дней, когда занятия по коррекции проводятся в детском саду.

Элементарный туризм.

Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

В детском саду применяются, как правило, пешеходные походы в лес, к озеру и т. д. Цель этих походов - оздоровление организма детей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута. Дети знакомятся с родным краем, прививается любовь к родной природе, к земле.

Предстоящий туристический поход вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом. Совместно с родителями, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию разрабатывается маршрут похода, места остановок, необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. В результате обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. План движения в походе изучается по составленной карте с детьми.

Длительность похода 2-4 часа. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент; какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Роли сказочных персонажей исполняют родители, они же проводят подвижные игры, игры с элементами спортивного ориентирования. Выбирается фотограф, так же среди родителей. Походы проводятся 2-3 раза в год. В них принимают участие все группы, начиная со средней. По окончании похода обсуждаются итоги с родителями и детьми. Одной из задач этого обсуждения является определение недостатков в подготовке и проведении похода, для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети отображают в рисунках, в выставках поделок.

Помощь родителям в выборе пути, по которому ребёнок будет развиваться.

Многие родители часто не могут выбрать путь, по которому ребёнок будет развиваться. Опираясь на диагностику физического развития детей и стандартную тест-анкету, разработанную специалистами в области детской психологии А. да Лааком и Г. Кафом.

 Предлагаем родителям определить наличие "спортивного таланта" у ребёнка.

У ребёнка "спортивный талант" если он:

-  очень энергичен и всё время хочет двигаться;

-  смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

-  неизвестно, когда он успел научиться ловко, управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

-  физически развит и координирован в движениях лучше многих других сверстников, двигается легко, пластично, грациозно;

-  предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, бесцельную беготню;

-  кажется, что он никогда не устаёт;

-  у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Результаты работы с детьми.

В начале года провожу анкетирование для того, чтобы больше узнать о ребёнке, о его физическом воспитании в семье, узнать уровень педагогической подготовленности в физическом воспитании родителей, наметить план работы с родителями и детьми. Для определения эффективности работы, результатов по совместной спортивной деятельности детей и взрослых использую также анкетирование взрослых и детей в конце года.

Анализ анкеты родителей и устного анкетирования детей убедительно показывают: совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.

Поэтому можно сделать выводы:

1. Все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия - не было случая, когда ребёнка пришлось бы принуждать к этому;

2. Самыми любимыми для детей были акробатические упражнения и «Дорожка препятствий», для некоторых детей ещё танцевальные упражнения под музыку, 30% детей назвали все виды упражнений любимыми;

3. Дети с удовольствием повторяли освоенные упражнения дома, на прогулках, в свободное время занимались с папами акробатикой;

4. Главную пользу от таких занятий родители видели в том, что они узнали, какие упражнения полезны их ребёнку, и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;

5. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отзывались о методах работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников;

6. В числе немногих замечаний были лишь замечания - проводить занятия чаще, заниматься больше на свежем воздухе, иметь возможность обучить детей плаванию.

В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: "Как приходит успех?", отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры - универсальное средство для "тренировки на успех", главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

___________________________________________________________________________________________________________

Открытое занятие по баскетболу.

 

  1. Ф.И.О. проводящего занятие: Целиков А.Н.
  2. Вид спорта: баскетбол
  3. Этап спортивной подготовки: НП3.
  4. Дата и время проведения занятия: 24 декабря 2015 г., 18.00 – 20.15
  5. Количество занимающихся: 14 человек
  6. Из них: юноши 2002 г.р. 10 чел.; юноши 2001 г.р. – 2 чел.

Учебно-тренировочное занятие проведено   в спортивном зале Лицея г.Троицка.

Спортивный инвентарь: баскетбольные мячи -12 штук,  конусы,  фишки.

Задачи занятия:

Развитие скоростных качеств

Отработка тактических взаимодействий

Подготовительная часть:

  • разминка  на разогревание всех групп мышц;
  • упражнения на прыгучесть и укрепление свода стопы.

Основная часть:

1. Сопряженные упражнения   на развитие быстроты и совершенствование технических навыков:

1) Скоростное ведение по центру, скоростной рывок на 15 м с принятием передачи и последующим броском в два шага;

упражнение выполняется поточно в движении по кругу в очень высоком темпе.

Игроки с мячами располагаются в колоннах в противоположных углах площадки у боковой линии.

Пасующие располагаются на вершинах 6-метровых дуг.

Пасующие принимают передачу из колонн, выполняют скоростной дриблинг на 8 м (между  6-метровыми дугами) и выполняют передачу набегающему под кольцо партнеру, далее получают пас из противоположной колонны с другого фланга.

Остальные движутся по большому кругу по границам площадки; после передачи в центр на дугу делают рывок по краю, стараясь обогнать дриблера, получают пас, выполняют бросок в два шага, подбирают мяч и переходят в колонну на другой фланг.

Пасующие не опускаются ниже дуги.

Смена пасующих через 40 сек.

2) имитация быстрого прорыва с двумя передачами.

упражнение выполняется в тройках «туда и обратно» в очень высоком темпе; первый участник имитирует подбор (автонаброс в щит), делает первую  передачу на правый (левый) фланг на уровень штрафной и бежит затем под противоположное кольцо, где подбирает мяч и снова делает первую передачу;

второй участник принимает первую передачу и делает вторую передачу  на левый (правый) фланг под кольцо, бежит до уровня штрафной, делает рывок назад, принимает вторую передачу и выполняет бросок;

третий участник делает рывок под кольцо, принимает вторую передачу и выполняет бросок; затем движется назад на уровень штрафной, принимает первую передачу и делает вторую передачу под кольцо;

после этого тройка отдыхает и ждет своей очереди (если участвуют три тройки, промежуток около 40 сек.; четыре тройки – около 60 сек.).

Темп максимально высокий, дриблинг исключен, всего один бросок (не доигрывать).

2. Отработка тактических взаимодействий:

  • V-образный выход;
  • L-образный выход;
  • Проход за спину защитника («черных ход»);
  • Сочетание этих взаимодействий.

Условия выполнения упражнений:

  • Сначала упражнения выполняются без защиты;
  • Затем с пассивным защитником;
  • Затем защитник играет в полную силу.
  • Далее – игра 2 х 2, 3 х 3; обязательное условие – каждый второй мяч должен быть забит после вышеуказанных взаимодействий.

3. Двусторонняя игра 4 х 4 с условием: мяч, заброшенный  после вышеуказанных взаимодействий – оценивается в 4 очка.

Заключительная часть:

Броски с 3-х точек с места в парах;

Штрафные броски

Упражнения на расслабление (легкая растяжка).

Анализ занятия

Конспект учебно-тренировочного занятия составлен в соответствии принятой формы. Чётко выделены части  занятия, указаны конкретные упражнения и задания  для обучающихся.  

Нагрузка рационально дозирована по частям тренировки и видам деятельности  учащихся.

Величина нагрузки соответствует возрастным требованиям и уровню подготовленности занимающихся.

Занимающиеся выполняют задания активно и с интересом.

На занятии использован широкий спектр средств и методов физического воспитания.

Имеется весь необходимый для занятия инвентарь.

Построение и содержание  учебного процесса отвечает санитарно-гигиеническим требованиям  и технике безопасности.

Занятие проведено на высоком профессиональном уровне.

Оценка тренера – «отлично»

Поставленные задачи реализованы.

 

 

СОБЫТИЯ

16.05.2018

ФУТБОЛ. Детский турнир, посвященный 73 годовщине Великой Победы.

13 мая 2018 года на городском стадионе состоялся детский футбольный турнир, в котором принимали участие команды мальчиков 2007-2010 г.р.. Турнир проводился среди команд ТиНАО ( Троицкого и Новомосковского административного округа).

14.05.2018

13.05.2018г. Турнир г.г.России по борьбе самбо среди юношей, посвященный памяти мастера спорта СССР Журавлева В.И

13 мая в городе Обнинске прошёл турнир г.г.России по борьбе самбо среди юношей, посвященный памяти мастера спорта СССР Журавлева В.И.

18.04.2018

14.04.2018 Открытое певенство г.о.Химки по борьбе самбо среди юн.

14.04.2018 в г.Химки наши воспитанники принимали участие в открытом певенстве г.о.Химки по борьбе самбо среди юн.